Продуктивная речь - устная и письменная речь, направленная на порождение творческого продукта в форме устного высказывания или в форме письменного текста, с наличием самостоятельности в выборе языковых средств и определении содержания высказывания.
Несмотря на большое количество определений понятия "текст", мы, вслед за Т.М. Николаевой, считаем, что текст - это законченная (или относительно законченная) последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла автора. Данное определение достаточно точно отражает все существенные признаки текста, которые признаются большинством исследователей, а именно: членимость, смысловая цельность и структурная связность .
Приведем несколько определений пересказа:
Под пересказом в Толковом словаре Ушакова понимается "Письменное или устное изложение какого-нибудь текста".
Алексеева М.М., Яшина Б.И. в своем исследовании считают, что "пересказ - это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. В ней активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст".
Пересказ содержания прочитанного, по словам М.Ф. Гнездилова, "это довольно сложный акт интеллектуальной переработки и воспроизведения воспринятого при чтении, предполагающий целый ряд мыслительных операций, а именно: оценку отдельных моментов, отбор наиболее существенных, комбинирование их в соответствии с планом или заданием". В ходе пересказа ученики, читая и анализируя текст произведения, должны выделить главное, понять идею, сюжет произведения, определить героев, мотивы их поступков, отобрать слова и выражения, необходимые для передачи его содержания и заменить их другими. Поэтому пересказ нельзя рассматривать как простое воспроизведение текста, основанное на его механическом запоминании с последующим повторением слов, составляющих содержание.
Если оценивать пересказ с позиций определения, размещенного в словаре Ушакова, то этот вид речевой деятельности относится к репродуктивной, поскольку пересказ всегда связан с исходным текстом, на основе которого он выполняется, его основная функция - приучить детей правильно (с логической и грамматической точек зрения), без искажения передавать чужую мысль.
Репродуктивный пересказ, как показывают наблюдения, не в полной мере выполняет свою основную функцию: развитие речи. Сошлемся в этой связи на высказывание К.Д. Ушинского: "Если дитя с помощью учителя поймет мысль, выраженную писателем, и усвоит форму, в которой эта мысль выразилась, то это еще не значит, что оно упражняет свой дар слова; оно обогащает только свой ум, но собственная его способность дара слова может остаться совершенно неразвитой".
Действительно, при репродуктивном пересказе лексический, синтаксический, текстовой материал прочитанного либо воспроизводится с большой нагрузкой на память, либо забывается. Другое дело, когда данные элементы будут не только свободно воспроизводиться, но и использоваться детьми в собственной речи. В этой связи речь идет об обучении детей продуктивному пересказу.
Под продуктивным пересказом понимается воспроизведение готового материала, осуществляемого на основе его творческой переработки с целью построения модели изложения и "наполнения" ее содержанием. Именно о таком пересказе идет речь в определении термина Алексеева М.М., Яшина Б.И. и М.Ф. Гнездилова.
Информация по педагогике:
Использование песен при
обучении лексике и грамматике
Обучение грамматической стороне речи считается одним из самых сложных аспектов в обучении иностранному языку, поэтому существует много подходов к формированию грамматических навыков у обучающихся. По Пассову, грамматический навык есть синтезированное действие по выбору модели, адекватной речевой за ...
Виды и причины отклонений
В зависимости от причин возникновения нарушений их подразделяют на врожденные и приобретенные. Причины возникновения врожденных нарушений разнообразны. К первой группе относятся патогенные (вызывающие нарушения) факторы, действующие на развивающийся плод во внутриутробном развитии, такие как: v физ ...
Виды обучения
В мировой практике сложились разнообразные стили обучения и появляются разноплановые образовательные технологии. Их специфика зависит от ориентации на определённую образовательную парадигму или дидактическую концепцию, от профессионально-личностных особенностей педагога, культурно-образовательных т ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.