Понятие и сущность пересказа как жанра монологической речи

Страница 2

Продуктивная речь - устная и письменная речь, направленная на порождение творческого продукта в форме устного высказывания или в форме письменного текста, с наличием самостоятельности в выборе языковых средств и определении содержания высказывания.

Несмотря на большое количество определений понятия "текст", мы, вслед за Т.М. Николаевой, считаем, что текст - это законченная (или относительно законченная) последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла автора. Данное определение достаточно точно отражает все существенные признаки текста, которые признаются большинством исследователей, а именно: членимость, смысловая цельность и структурная связность .

Приведем несколько определений пересказа:

Под пересказом в Толковом словаре Ушакова понимается "Письменное или устное изложение какого-нибудь текста".

Алексеева М.М., Яшина Б.И. в своем исследовании считают, что "пересказ - это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. В ней активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст".

Пересказ содержания прочитанного, по словам М.Ф. Гнездилова, "это довольно сложный акт интеллектуальной переработки и воспроизведения воспринятого при чтении, предполагающий целый ряд мыслительных операций, а именно: оценку отдельных моментов, отбор наиболее существенных, комбинирование их в соответствии с планом или заданием". В ходе пересказа ученики, читая и анализируя текст произведения, должны выделить главное, понять идею, сюжет произведения, определить героев, мотивы их поступков, отобрать слова и выражения, необходимые для передачи его содержания и заменить их другими. Поэтому пересказ нельзя рассматривать как простое воспроизведение текста, основанное на его механическом запоминании с последующим повторением слов, составляющих содержание.

Если оценивать пересказ с позиций определения, размещенного в словаре Ушакова, то этот вид речевой деятельности относится к репродуктивной, поскольку пересказ всегда связан с исходным текстом, на основе которого он выполняется, его основная функция - приучить детей правильно (с логической и грамматической точек зрения), без искажения передавать чужую мысль.

Репродуктивный пересказ, как показывают наблюдения, не в полной мере выполняет свою основную функцию: развитие речи. Сошлемся в этой связи на высказывание К.Д. Ушинского: "Если дитя с помощью учителя поймет мысль, выраженную писателем, и усвоит форму, в которой эта мысль выразилась, то это еще не значит, что оно упражняет свой дар слова; оно обогащает только свой ум, но собственная его способность дара слова может остаться совершенно неразвитой".

Действительно, при репродуктивном пересказе лексический, синтаксический, текстовой материал прочитанного либо воспроизводится с большой нагрузкой на память, либо забывается. Другое дело, когда данные элементы будут не только свободно воспроизводиться, но и использоваться детьми в собственной речи. В этой связи речь идет об обучении детей продуктивному пересказу.

Под продуктивным пересказом понимается воспроизведение готового материала, осуществляемого на основе его творческой переработки с целью построения модели изложения и "наполнения" ее содержанием. Именно о таком пересказе идет речь в определении термина Алексеева М.М., Яшина Б.И. и М.Ф. Гнездилова.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Особенности использования современных средств обучения студентов УСПО
В настоящее время, когда Россия определяется с инновационными путями собственного развития, которые отвечают общемировым тенденциям, актуализируются проблемы качества образования. В этих условиях образовательной процесс учреждений СПО призван обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки в ...

Объяснительно-иллюстративное обучение
Сообщающее или объяснительно-иллюстративное обучение характеризуется, прежде всего, тем, что учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Это обучение как путь формирования знаний, несомненно, обладает достоинствами: подача и усвоение знаний осущ ...

Системно-деятельностный подход к обучению школьников ФГОС второго поколения
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организ ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru