Понятие и сущность пересказа как жанра монологической речи

Страница 1

Прежде чем мы рассмотрим понятие "пересказ", обратимся к другим, значимым аспекте нашего исследования, терминам, а именно - "речь", "развитие речи" "монологическая речь", "репродуктивная" и "продуктивная речь", "текст".

Результаты анализа научной литературы свидетельствуют, что понятия "речь" и "развитие речи" являются важными в методике развития связной речи и рассматриваются с позиций различных наук.

Так, ученый-психолог Л.С. Выготский под речью понимает "исторически сложившуюся форму общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил".

Понятие развития речи выступает как в философско-психологическом, так и в научно-методическом значениях. Оно представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и ее механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности, обогащением ее внутреннего мира.

Как известно, речь может быть представлена в устной и письменной формах. Письменная речь имеет специфическую структуру и материальное воплощение: она отличается от устной речи значительно большей возможностью для пишущего произвольно или сознательно выбирать и организовывать любые языковые элементы. Устная речь подразделяется на диалогическую и монологическую виды.

Диалогическая, или разговорная речь, обычно бывает не полностью развёрнутой, т.к. она ситуативна, многое в ней не высказывается, а подразумевается благодаря контексту, понятному разговаривающим. Как правило, это речь непроизвольная, она становится произвольной, если беседа, обмен мнениями планируется заранее.

Обратимся к понятию "монологическая речь".

Монологическая речь - высказывание одного человека, длительное время, не прерываемое репликами (например, речь лектора, оратора) [46, 39]. Обычно требует предварительной подготовки; она рассчитана на определённую аудиторию. По своей структуре монологическая речь приближается к письменной. Имеются специальные конструкции, характерные только для устной речи (повторы, перефразовки отдельных высказываний, вопросы, обращённые к аудитории).

В литературных энциклопедиях, в словарях и справочниках авторы синонимом монологической речи считают монолог. В нашей работе мы тоже используем эти понятия как тождественные.

В педагогическом словаре Г.М. Коджаспирова монолог, монологическая речь это вид речи, совсем или почти не связанной (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении.

В психологическом словаре М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича монологическая речь отождествляется с понятием "единоречия", т.е. речью, одного действующего лица в условиях сценической изолированности, произносимой независимо от реплик других действующих лиц и определяющей известный момент в развитии действия.

Как следует из различных источников, в настоящее время в массовой школе обучению монологическому высказыванию не всегда уделяется достаточно внимания. Такая позиция представляется ошибочной, поскольку именно этот аспект обучения дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить своё высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя. Монолог является такой формой речи, когда ее выстраивает один человек, самостоятельно определяя структуру, композицию и языковые средства.

Монологическая речь может носить репродуктивный и продуктивный характер. Репродуктивная речь учащегося не предполагает речевого творчества. Она характеризуется отсутствием самостоятельности в выборе языкового оформления высказывания (как сказать), в построении логического плана изложения, в определении содержания высказываний (оно задано извне). По сути дела, это заученные сообщения - либо полностью, либо с небольшими сокращениями.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Занятия как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ
Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П.Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения ...

Состояние экологического образования в общеобразовательных школах Республики Беларусь
В Беларуси с учётом мирового опыта была разработана и внедряется Концепция образования в области окружающей среды. Она опирается на ведущие международные и отечественные документы. Для обеспечения реализации на практике основных положений Концепции образования в области окружающей среды разработана ...

Общая характеристика знаменитых задач древности
При изучении окружности древние греки обнаружили задачу, ставшую затем символом неразрешимой проблемы. Это задача квадратуры круга, т.е. построения квадрата, равновеликого данному кругу, с использованием лишь циркуля и линейки. Попытки древнегреческих ученых решить задачу о квадратуре круга путем п ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru