Использование информационно-коммуникационных технологий в личностно-ориентированном обучении

Страница 3

Дифференциация обучения позволяет развить у каждого учащегося такие личностные механизмы как самореализация, саморазвитие, саморегуляция и адаптация. Здесь создаются условия для творчества, осуществляется попытка учесть субъективный опыт каждого учащегося.

Ещё один, не менее важный компонент личностно ориентированного средства обучения – контролирующий блок. В процессе решения задачи осуществляется постоянный контроль за деятельностью учащихся, который выражается в виде контрольных заданий и электронных тестов.

Контролирующий блок даёт учащимся возможность провести рефлексию своей учебно-познавательной деятельности, что повышает уровень их самостоятельности и ответственности.

Для реализации творческих идей, развития навыков совместной работы необходимо наличие блока, где учащимся предлагается разработать проект, т.е. – блок проектирования.

Над всеми вышеперечисленными элементами структуры личностно ориентированного средства обучения обязательно должен стоять управляющий компонент, который заключён в самом содержании учебного практикума, где даётся общее, последовательное описание технологии разработки, а также осуществляется структурированное, пошаговое управление деятельностью учащихся – управляющий блок.

Личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение личностно ориентированной педагогической системы являются насущными требованиями к образованию сегодняшнего дня, настоятельно диктуют необходимость изменения традиционных подходов к обучению. Современные педагогические технологии отдают предпочтение таким методам обучения, которые призваны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов.

Одним из таких методов является метод проектов, важнейшей составляющей которого является самостоятельная деятельность учащихся — индивидуальная, парная, групповая.

Выполнение проектов осуществляется в условиях постоянного доступа к компьютерной технике и обычно проходит при повышенном эмоциональном состоянии учащихся. Возникает благодатная почва для воссоздания на уроках такой организации обучения, при которой наиболее успешно работающие учащиеся начинают выполнять роль помощников учителя. Возникающая при этом демократическая система отношений сплачивает коллектив в достижении общей учебной цели, а фактор обмена знаниями, передачи знаниями от более компетентных менее компетентным начинает выступать как мощное средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и интеллектуального развития учащихся.

Подготовительные мероприятия могут включать в себя тестирование учащихся, личные беседы, разбиение на группы.

Компьютерные презентации могут быть продуктом реализации деятельности таких групп. Эта деятельность включает в себя поиск и обработку информации из сети Интернет, поиск и демонстрацию наиболее типичных программ, представителей разных классов, подготовку материалов об истории возникновения и развития программ.

При подготовке презентаций школьники получают у учителя консультации по разработке художественно-стилевого решения, информационному наполнению, особенностям работы с программой.

При такой организации обучения происходит привитие навыков сознательного и рационального использования программного обеспечения в учебной деятельности. Происходит стимулирование у школьников интереса к предмету; развиваются их способности; формируются правильные представления о месте информатики в жизни современного человека, развивается творческое мышление.

Завершается работа обсуждением и оценкой каждого проекта. В процессе обсуждения нужно представить наиболее сильные стороны представленного проекта; перечислить моменты, требующие доработки; внести предложения по усовершенствованию проекта; сделать итоговый вывод и выставить общую отметку.

На начальном уровне обучения школьники способны обработать небольшие объёмы информации в силу физиологических способностей их возраста. Чаще их творческие проекты основаны на использовании простейших графических, текстовых и других редакторов. По мере взросления учащихся, их способности к анализу и синтезу полученных знаний возрастают. Увеличивается число программных продуктов и видов компьютерной и оргтехники, с которыми способны работать школьники. Сложность проектов уже значительно отличается от предыдущих. Заметно возрастает активность и самостоятельность подростков, ищущих средства для самовыражения. На уровне основной школы достаточно много творческих проектов, разработанных с использованием программных продуктов, выходящих за рамки школьной программы. Проекты перестают быть однодневными, находят дальнейшее развитие, обогащаются использованием аудио и видео клипов, цифровыми фотографиями, обилием встроенных объектов. В старшей школе учащиеся уже имеют достаточно развитое мышление, навыки системного обобщения материала, поэтому их творческие проекты становятся объёмными, глубоко продуманными, актуальными и полезными для образовательного процесса в течение длительного периода. Работы учащихся могут найти своё применение в экзаменационных рефератах и проектах по соответствующим дисциплинам.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru