В настоящее время проектирование является актуально значимым понятием в педагогике и образовательной практике. Его появление и успешная экспансия в образовательном пространстве связаны с именами таких ученых и методологов, как Н.Г. Алексеев, О.С. Анисимов, Ю.В. Громыко, В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, Н.А. Масюкова, С.Д. Неверкович, Б.В. Пальчевский, В.В. Приходько, В.И. Слободчиков, Г.П. Щедровицкий и многие другие.
Проектирование, проектная парадигма, проектное мышление, проектное знание, проектный язык, проектный метод, метод проектов, проектировщик, проектировочная компетенция – эти понятия (многие из которых являются неологизмами), которые стремительно проникают в научно-терминологический аппарат педагогической науки и практики.
В педагогическом наследии имеется неоднозначное понимание проектирования как типа деятельности. Методологический анализ теории и практики образовательного проектирования показывает, что оно как научно-педагогическая область в настоящее время находится в процессе своего становления, обобщения эмпирических фактов и результатов исследований.
Сегодня многие исследователи рассматривают проектирование как специальное поле профессиональной деятельности, обосновывают необходимость осуществления педагогического проектирования для решения проблем развития образования. Один из крупнейших идеологов проектно-программного подхода в нашей стране Н.А. Масюкова говорит о том, что образование может и должно стать фактором развития общества в целом, в этом его сущность и главное назначение, где оно должно стать субъектом, что едва ли возможно при условии отсутствия в нем культуры проектной деятельности.
Проектирование - это мыслительная деятельность, определяющая будущий процесс и результат преобразования действительности с учетом природных и социальных законов, на основе выбора и принятия решений. В проектировании важно подчеркнуть его идеальный характер. Действия производятся не с реальными явлениями и процессами, а с их мысленными моделями.
Цель проектирования заключается в том, чтобы положить начало изменениям в окружающей человека искусственной среде. Естественная среда не поддается проектированию, так как является объективной реальностью с научной, материалистической точки зрения. Все, к чему прикасается рука человека в процессе целенаправленной деятельности, становится искусственной средой. Проектирование - это мысленное изменение этой среды.
Проектирование как социокультурный феномен представляет собой:
деятельность по преобразованию естественных природных явлений в искусственные предметы и процессы, удовлетворяющие человеческим потребностям;
процесс создания представления об объекте, еще не существующем;
выбор адекватных способов преобразовательного действия;
развитие преобразуемого объекта;
отношение человека к действительности, в котором отражается стремление к её изменению и преобразованию.
В логической структуре проектирования нами выделены следующие основные этапы: постановка задачи - сбор информации - анализ данных -выбор стратегии - выбор тактики - формулирование идей - сравнение вариантов - синтез - оценка - оптимальное решение – конкретизация -рефлексия.
Анализ литературы по проблеме проектировочной деятельности учителя позволил установить, что в ее структуру входят следующие компоненты: определение замысла, анализ познавательной и практической ситуации, теоретическое моделирование, определение концепции преобразований, разработка технологии, разработка стратегической программы реализации проекта, нахождение педагогических средств реализации проекта, экспертная оценка результатов до и после внедрения.
Информация по педагогике:
Возрастные особенности общения в старшем дошкольном возрасте
Рассмотрим как изменяется общение детей друг с другом к старшему дошкольному возрасту в свете концепции общения. В качестве основных параметров возьмем: содержание потребности в общении, мотивы и средства общения. Потребность в общении с другими детьми формируется у ребенка прижизненно. А.Г. Рузска ...
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студент, освоивший программу первого уровня должен знать: ‑ Основные законы электротехники. ‑ Основные типы электрических машин и трансформаторов и особенности их применения. ‑ Основные типы и области применения электронных приборов и устройств. ум ...
Специфика и особенности процесса педагогической коррекции
Выделяют следующие специфические черты коррекционного процесса: коррекция ориентирована на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы; коррекция ориентируется на здоровые стороны личности; в коррекции чаще ориентируются на настоящее и буду ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.