Реализация культурологического подхода в образовательно-воспитательном процессе начальной школы

Страница 4

Культурологическое развитие состоит в том, что со временем культура личности начинает играть все более важную роль и все более индивидуализируется. В.С. Семенов утверждает, что культура - это определенный способ и поле деятельности человека и результат реализации его сущности, выражает синтетическую характеристику развития человека, выступает показателем развития человека и прогресса человеческого общества. Человек и в педагогике и в культуре представлен как субъектная ценность и результат своей собственной деятельности. М. Мид утверждает, что развитие ребенка определяется формой той культуры, в которой он был взращен, где воспитанию отводится особая роль: «Хотя воспитание и не может изменить тот факт, что личность ребенка в самых ее существенных чертах всегда отражает культуру, в которой он был воспитан, все же методы воспитания могут иметь далеко идущие последствия для развития той совокупности, темперамента, мировоззрения, устойчивых предпочтений, которые мы и называем личностью»

Культурологический подход - это видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку.

Компонентами культурологического подхода в образовании выступают:

отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;

отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;

отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей их культурного саморазвития;

отношение к школе как целостной культурно-образовательной среде, где живут и воссоздаются культурные образцы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры.

Современное образование не может ограничиваться рационализацией образовательного процесса, поиском отдельных технологий. Оно начинает свое развитие путем взаимообогащения различных культур. Это побудило нас интегрировать содержание программ и педагогических технологий, обусловливающих развитие всех сфер ребенка. В социокультурном образовательном пространстве существуют факторы, которые во многом определяют негативные тенденции межнационального общения:

недостаточные социально – политические знания, неумение учащихся ориентироваться в сложившихся политических, демографических, экономических, социальных изменениях, происходящих в мире, стране, регионе, городе;

преобладающим источником знаний о культурных процессах являются СМИ. Отсюда ориентация на развлекательные формы досуга, низкий уровень духовных потребностей.

Реализация культурологического подхода является главной задачей в образовательно-воспитательном процессе, суть которого состоит в рассмотрении культуры межнационального общения как феномена культуры в области межнациональных отношений, выраженных во взаимном обмене результатами материальных и духовных ценностей. Культура является принадлежностью нации, выражает специфику уклада жизни, поведение отдельных народов, их особый способ мировоспитания. Только сильный, уверенный в себе, уважающий себя человек способен оценить личность и мнение другого человека. Слабый и неуверенный – в искаженном виде проявляет нетерпимость, стремится к протесту. Жизненные проблемы (неустроенность) становятся почвой для перекладывания на «чужаков» вины, поиска виновных и причин случившегося не в себе, а в других. Это дает основание говорить о разработке содержания и технологий воспитания культуры межнационального общения, начиная с младшего школьного возраста. Культура общения выступает как способ сохранения и передачи культуры, универсальное условие человеческого бытия. Культура общения является показателем сущности личности, ее самобытности и неповторимости. С помощью общения осуществляется возникновение, сохранение и функционирование культуры в человеческом обществе. Образование в современных условиях приобретает свои индивидуальные черты за счет национальной специфики. Усиление внимания к раннему изучению детьми культуры родного языка, истории, культуры, культурологического обучения, воспитания и развития детей, интернациональных связей, дифференциация и профильность в структурно-образовательной системе ведет к альтернативному подбору технологий содержания школьного образования.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысло ...

Профилактика девиантного поведения подростков как социальная проблема
Проблема девиантного поведения подростков – проблема многофакторная, включающая в себя целый комплекс проблем «трудных» подростков. Если проанализировать статистику, то на первом месте среди социальных проблем детства окажется проблема семьи, которая сегодня во всём мире испытывает кризис. Нравстве ...

Система работы по развитию коммуникативных навыков в сюжетно-ролевой игре
Разрабатывая план работы на этапе формирующего эксперимента, мы ставили перед собой цель развития и формирования коммуникативных навыков при помощи сюжетно-ролевой игры, по средствам тренинговой работы и развивающих игр. Формирующий эксперимент состоял из нескольких направлений: 1. Проведение цикла ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru