Реализация культурологического подхода в образовательно-воспитательном процессе начальной школы

Страница 2

Нормативная. Каждое конкретное общество функционирует и развивается по специфической культурной программе, которая задает норму его жизни. В качестве таких программ выступают научные знания, нормы морали и права, духовные ценности, социальные идеалы, философские принципы, технические приемы, политические ориентации и т. д. Для человека, усвоившего нормы культуры, социальный мир становится «своим», в нем легко ориентироваться и реализовывать себя.

Интегрирующая. На основе единых ценностей и норм культура сплачивает определенное сообщество людей и отличает его от других сообществ. В результате своеобразие каждой страны или народа определяется его культурой. В более узком смысле общность культурных предпочтений формирует из групп людей сообщества единомышленников, да и просто хорошие компании.

Деятельно-творческая. Труд в различных его видах (производство, учеба, наука, государственные дела, искусство и др.) — основа существования общества. В своей многогранной деятельности люди опираются на традиции социально-культурной жизни, созданные прежними поколениями. Именно накопленный деятельно-культурный опыт способствует дальнейшему творчеству людей, созданию ими нового в науке, искусстве, социальной практике.

Знаково-символическая. Предметы и явления культуры выступают как знаки, которые в условном, закодированном виде хранят опыт человечества. Знаком может быть любой предмет, имеющий определенное значение, т. е. выступающий как представитель некоего другого явления и хранящий его смысл. Для водителей белый «кирпич» на фоне красного цвета — знак запрета на проезд, для школьника звонок — знак начала или конца урока, протянутая для пожатия рука — знак приветствия. Самым универсальным знаком является слово. Устная и письменная речь позволяет передать практически любой смысл тому, кто знаком с этой системой знаков.

Культура общения характеризуется по своей сути как поведенческая культура, не существующая сама по себе, отдельно от национально-культурных традиций, контактирующих народов. Она реализуется в контексте общей политической и правовой культуры данного сообщества, его народных, исторических традиций межэтнического общения. В этом ракурсе культура межэтнического общения составляет органическую часть, грань национальных культур народов страны. Она функционально связана с культурой общественно-политических, собственно человеческих отношений. При этом она несет в себе черты, характерные для данной эпохи и данной социальной среды.

Диалог культур выступает как объективная необходимость и условие развития культур, поскольку «индивидуально-оригинальное в каждой культуре привлекает, вызывает взаимный интерес. Диалог культур есть потребность во взаимообогащении, взаимодействии, взаимопонимании; через сопоставление себя с другой, иной культурой осуществляется самопознание, осознание степени своей оригинальности»

Межкультурное взаимодействие можно понимать как разновидность социальных отношений и связей, которые реализуются в поликультурной среде между представителями различных культур, а также тех взаимных изменений, которые возникают в процессе данных отношений. Под влиянием межкультурного взаимодействия появляются «новые формы культурной активности, корректируются ценностные ориентиры, модели поведения, картина мира, образ жизни». Опыт межкультурного взаимодействия — совокупность взаимосвязанных межкультурных знаний, умений, навыков и отношений, охватывающих сведения о природе культурных универсалий, их наполнении в различных культурах; механизмах отражения культуры в языке и речи; психологических особенностях межкультурного общения, а также предполагающих умения ведения переговоров в соответствии с культурными нормами представителей иных культур с целью понимания общего значения происходящего.

Наши представления о межкультурных взаимодействиях (а значит и об этнических процессах в целом), остаются слишком поверхностными до тех пор, пока не будет выяснено какие культурные черты поддаются заимствованию и при каких обстоятельствах, а какие - нет.

При межкультурном взаимодействии могут восприниматься лишь те культурные черты, которые приемлемы с точки зрения функциональным внутриэтническим конфликтом народа- реципиента, хотя бы посредством определенной коррекции и переосмысления. Любые культурные черты, которые могли бы вызвать дисфункцию функционального внутриэтнического конфликта данной культурой отвергаются, если, конечно, речь не идет об общем кризисе культуры.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Опоры необходимые для понимания текста
Проблема использования опор при обучении чтению текстов на иностранном языке не является новой. В данной статье рассматриваются вопросы: сущность опор при чтении, виды опор при чтении; обучение учащихся старших классов базового уровня поиску опор при чтении текстов на английском языке. Применительн ...

Методика работы социального педагога с различными категориями семей
В современной науке существует множество типологий семьи. Объектом социальной поддержки может стать семья любого типа. К примеру, типология семьи по ее функциональной состоятельности, или учитывающая специфику десоциализирующего влияния, оказываемого семьей на своих членов, или типология семьи по т ...

Анализ результатов экспериментальной работы
Цель: проследить динамику развития связной речи и оценить эффективность используемых в формирующем эксперименте технологий. Контрольный эксперимент проводился по той же методике, что и констатирующий. Детям контрольного и экспериментального класса были предложены для пересказа одинаковые тексты: Ка ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru