Реализация культурологического подхода в образовательно-воспитательном процессе начальной школы

Страница 3

При межкультурном взаимодействии могут восприниматься лишь те культурные черты, которые приемлемы с точки зрения функциональным внутриэтническим конфликтом народа-реципиента, хотя бы посредством определенной коррекции и переосмысления. Любые культурные черты, которые могли бы вызвать дисфункцию функционального внутриэтнического конфликта данной культурой отвергаются, если, конечно, речь не идет об общем кризисе культуры.

Поскольку в настоящее время культура рассматривается как социокультурный механизм, регулирующий социализацию и индивидуализацию личности, то мы считаем целесообразным определить ее как совокупность качеств и установок личности профессионала, необходимых для ее самореализации, направленной на продуктивное преобразование себя и окружаю-

щей действительности.

Культура межнационального общения трактуется нами, как вид культуры, позволяющий эффективно осуществлять профессиональную деятельность при решении задач межнационального общения.

Сегодня стало очевидным, что межнациональное общение – одна из сложнейших проблем общественного бытия, которая проявляется в различных регионах страны. Ни в какой другой сфере не отражаются так остро конкретные, порой непредсказуемые, противоречивые действия людей. Воспитание культуры межнационального общения становится важнейшей составной частью нравственного воспитания.

Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения – это процесс социализации личности, организация которого призвана упорядочить влияние на людей этносоциальной среды, сформировать у них собственный позитивный опыт межнационального общения.

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детстве, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - писал В.А. Сухомлинский. Воспитывать в ребенке этнотолерантность целесообразно в младшем школьном возрасте, потому что именно в этом возрасте начинает формироваться культура межнационального общения, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности.

Безусловно, школа это тот социальный институт, через который возможно оказывать влияние на развитие социокультурной среды. Форма и содержание образовательной программы учреждения (обучение и воспитание) должно быть направлено независимо от социального и национального происхождения прежде всего на воспитание уважения к правам человека, его основным свободам и формирование условий безопасного образовательного пространства.

Научно-методическое обеспечение образовательно-воспитательной деятельности в плане формирования культуры межнационального общения включает необходимость:

обеспечить усвоение общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения человека, места жительства и отношения к религии;

прививать любовь к родному языку, культуре, истории своего народа;

формировать национальное самосознание;

приобщать к общечеловеческим нравственным ценностям, к лучшим достижениям человеческой цивилизации;

вызывать чувство причастности к мировому сообществу;

обеспечивать сочетание национального (этнического), интернационального и патриотического в самосознании гражданина многонационального государства;

воспитывать уважение к национальным языкам;

формировать способность к сопереживанию, пониманию чувств и желаний людей;

пробуждать гражданские чувства заинтересованности, уважения, заботы о человеке, тактичного и чуткого отношения к нему;

вырабатывать умения и навыки преодоления личностно-психологических барьеров в общении;

вызывать непримиримое отношение к эгоизму, высокомерию, грубости;

вооружать знаниями, необходимыми для общения;

предупреждать ситуации, порождающие эмоциональную напряженность в отношениях.

Воспитание в культурологическом смысле есть путь обретения некоторой ценностной системы и ее аксессуаров. Таким образом, мы можем рассматривать воспитание как формирование определенной ценностной системы, обретение подходящей для данной личности эмоционально-ценностной ориентации.

Процесс воспитания - один из важнейших в любой культуре, потому что именно в нем ребенок усваивает культурные навыки, приобщается к определенному социуму, осознает свое место в мире, понимает, что такое хорошо и что такое плохо.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Социализация детей-сирот
Л.С. Выготский: «Высшие процессы детского мышления… возникают в процессе социального развития ребенка путем перенесения на самого себя тех форм сотрудничества, которые ребенок усваивает в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой. Мы видим, что коллективные формы сотрудничества предшес ...

Характеристика и состав испытуемых
Экспериментально-практическое изучение особенностей навыка чтения у младших школьников с ОНР проводилось нами на базе МОУ СОШ с. Ленинское, Ленинского района, Еврейской Автономной области, в 2010 – 2011 учебном году. Основную группу (ОГ) составили 10 учащихся первых классов в возрасте 7-8 лет, имев ...

Понятие «универсальные учебные действия»
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного ус ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru