Реализация культурологического подхода в образовательно-воспитательном процессе начальной школы

Страница 3

При межкультурном взаимодействии могут восприниматься лишь те культурные черты, которые приемлемы с точки зрения функциональным внутриэтническим конфликтом народа-реципиента, хотя бы посредством определенной коррекции и переосмысления. Любые культурные черты, которые могли бы вызвать дисфункцию функционального внутриэтнического конфликта данной культурой отвергаются, если, конечно, речь не идет об общем кризисе культуры.

Поскольку в настоящее время культура рассматривается как социокультурный механизм, регулирующий социализацию и индивидуализацию личности, то мы считаем целесообразным определить ее как совокупность качеств и установок личности профессионала, необходимых для ее самореализации, направленной на продуктивное преобразование себя и окружаю-

щей действительности.

Культура межнационального общения трактуется нами, как вид культуры, позволяющий эффективно осуществлять профессиональную деятельность при решении задач межнационального общения.

Сегодня стало очевидным, что межнациональное общение – одна из сложнейших проблем общественного бытия, которая проявляется в различных регионах страны. Ни в какой другой сфере не отражаются так остро конкретные, порой непредсказуемые, противоречивые действия людей. Воспитание культуры межнационального общения становится важнейшей составной частью нравственного воспитания.

Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения – это процесс социализации личности, организация которого призвана упорядочить влияние на людей этносоциальной среды, сформировать у них собственный позитивный опыт межнационального общения.

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детстве, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - писал В.А. Сухомлинский. Воспитывать в ребенке этнотолерантность целесообразно в младшем школьном возрасте, потому что именно в этом возрасте начинает формироваться культура межнационального общения, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности.

Безусловно, школа это тот социальный институт, через который возможно оказывать влияние на развитие социокультурной среды. Форма и содержание образовательной программы учреждения (обучение и воспитание) должно быть направлено независимо от социального и национального происхождения прежде всего на воспитание уважения к правам человека, его основным свободам и формирование условий безопасного образовательного пространства.

Научно-методическое обеспечение образовательно-воспитательной деятельности в плане формирования культуры межнационального общения включает необходимость:

обеспечить усвоение общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения человека, места жительства и отношения к религии;

прививать любовь к родному языку, культуре, истории своего народа;

формировать национальное самосознание;

приобщать к общечеловеческим нравственным ценностям, к лучшим достижениям человеческой цивилизации;

вызывать чувство причастности к мировому сообществу;

обеспечивать сочетание национального (этнического), интернационального и патриотического в самосознании гражданина многонационального государства;

воспитывать уважение к национальным языкам;

формировать способность к сопереживанию, пониманию чувств и желаний людей;

пробуждать гражданские чувства заинтересованности, уважения, заботы о человеке, тактичного и чуткого отношения к нему;

вырабатывать умения и навыки преодоления личностно-психологических барьеров в общении;

вызывать непримиримое отношение к эгоизму, высокомерию, грубости;

вооружать знаниями, необходимыми для общения;

предупреждать ситуации, порождающие эмоциональную напряженность в отношениях.

Воспитание в культурологическом смысле есть путь обретения некоторой ценностной системы и ее аксессуаров. Таким образом, мы можем рассматривать воспитание как формирование определенной ценностной системы, обретение подходящей для данной личности эмоционально-ценностной ориентации.

Процесс воспитания - один из важнейших в любой культуре, потому что именно в нем ребенок усваивает культурные навыки, приобщается к определенному социуму, осознает свое место в мире, понимает, что такое хорошо и что такое плохо.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Организация и руководство военно-патриотическим воспитанием в школе
Многие говорят, что современные подростки, юноши и девушки «не имеют ничего святого за душой», не ценят труд своих родителей, не помнят своих предков, не преклоняются перед памятью павших на фронтах Великой Отечественной войны. Это не так. Их внешняя вульгарность, подражание моде – наносное, просто ...

Развивающее обучение
Главная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни (способности «жить своим умом»). Учитель здесь выступает в качестве организатора поискового процесса, а не просто «передатчика ...

Результаты анализа условий в отдельных ДОУ г. Красноярска
На основе результатов первого этапа работы нами были проанализированы площадки ДОУ, которые заявляют у себя наличие интегрированных групп. Объектом второго этапа исследования являются детские дошкольные учреждения, где существует интегрированная группа. Предметом исследования являются условия в учр ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru