Для определения возможности и успешности интегрированного обучения детей с различными нарушениями, важным является разработка и обоснование критериев (медицинских, психологических, педагогических, социальных) в соответствии с которыми ребенок может быть интегрирован в среду нормально развивающихся. В ходе анализа литературы, из опыта наблюдения за процессом интеграции ребёнка в группе сверстников, а так же опираясь на модель интеграции, нами выделены следующие критерии: Поведение ребёнка, Отношения сверстников к ребёнку. Взаимоотношения ребёнка и взрослых.
Поведение ребёнка
Особенность поведения ребёнка:
Соматическое здоровье:
Часто болеет
Редко болеет
Эмоциональный фон: стабильность:
Эмоциональный фон стабилен
Частая смена настроения
Если эмоциональный фон у ребёнка стабилен, это говорит о том, что ребёнок чувствует безопасность и комфорт.
Коммуникация, понятна ли она другим?
Да
С трудом
Нет
Часто, ребёнок с особенностями развития, имеет недостаточный опыт контактов со сверстниками. Например, отсутствие речи и неумение пользоваться невербальными методами общения может приводить к тому, что ребёнок и нее пытается обращаться к детям. Таким образом, остальным детям он был не понятен и не интересен. В ходе интеграции, через взаимодействие и сотрудничество детей, коммуникация развивается и становится понятнее.
Высказывает ли свои желания?
Да
Нет
Как реагирует на режимные моменты?
Быстро переключается на новый вид деятельности
Медленно, с сопротивлением
Игнорирует
Режимные моменты (обед, сон и. т. д.) являются частью организации ДОУ и реакция ребёнка на смену режимного момента становится важным показателем его вхождения в группу.
Отношения в игровой ситуации:
Поведение ребёнка в игровой ситуации, является важным критерием его интеграции в группу сверстников. Положение об игре, как ведущей деятельности дошкольника является общепризнанным и традиционным в отечественной психологии. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы и произвольности ребенка. Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складывается предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно всё это происходит в сюжетно-ролевой игре (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
В качестве основных качеств личности, которые приобретаются детьми в процессе игрового взаимодействия со сверстниками, Бронфенбреннер выделяет взаимное доверие, доброту, готовность к сотрудничеству, открытость и др. Б. Спок также подчеркивает, что только во взаимодействии с другими детьми ребенок научается ладить с людьми и одновременно отстаивать свои права.
Характеристика игрового взаимодействия: В обществе сверстников демонстрирует самостоятельную игровую деятельность?
Да
Нет
Одним из важных показателей интеграции и развития ребёнка, является возникновение у него самостоятельной игровой деятельности
Где чаще играет?
Информация по педагогике:
Изучение понятия «ценность» в теории физкультурного образования
На рубеже второго тысячелетия для развития теории физической культуры и ее специфического направления – теории физкультурного образования – возникла необходимость создания новой методологической базы, основанной на разработке ценностно-гуманистических, интегративных аспектов физкультурной деятельно ...
Система зачетных единиц как инновационная форма реализации учебного
процесса
Под системой зачетных единиц понимается системное определение всех основных аспектов организации учебного процесса на основе использования зачетной единицы (кредита) в качестве меры трудоемкости учебной работы, выражающей совокупность всех составляющих, связанных с организацией учебного процесса По ...
Методики психолого-педагогического обследования дошкольников
Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; для детей от 4 лет. Стимульный материал: картина с изображением бо ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.