Для определения возможности и успешности интегрированного обучения детей с различными нарушениями, важным является разработка и обоснование критериев (медицинских, психологических, педагогических, социальных) в соответствии с которыми ребенок может быть интегрирован в среду нормально развивающихся. В ходе анализа литературы, из опыта наблюдения за процессом интеграции ребёнка в группе сверстников, а так же опираясь на модель интеграции, нами выделены следующие критерии: Поведение ребёнка, Отношения сверстников к ребёнку. Взаимоотношения ребёнка и взрослых.
Поведение ребёнка
Особенность поведения ребёнка:
Соматическое здоровье:
Часто болеет
Редко болеет
Эмоциональный фон: стабильность:
Эмоциональный фон стабилен
Частая смена настроения
Если эмоциональный фон у ребёнка стабилен, это говорит о том, что ребёнок чувствует безопасность и комфорт.
Коммуникация, понятна ли она другим?
Да
С трудом
Нет
Часто, ребёнок с особенностями развития, имеет недостаточный опыт контактов со сверстниками. Например, отсутствие речи и неумение пользоваться невербальными методами общения может приводить к тому, что ребёнок и нее пытается обращаться к детям. Таким образом, остальным детям он был не понятен и не интересен. В ходе интеграции, через взаимодействие и сотрудничество детей, коммуникация развивается и становится понятнее.
Высказывает ли свои желания?
Да
Нет
Как реагирует на режимные моменты?
Быстро переключается на новый вид деятельности
Медленно, с сопротивлением
Игнорирует
Режимные моменты (обед, сон и. т. д.) являются частью организации ДОУ и реакция ребёнка на смену режимного момента становится важным показателем его вхождения в группу.
Отношения в игровой ситуации:
Поведение ребёнка в игровой ситуации, является важным критерием его интеграции в группу сверстников. Положение об игре, как ведущей деятельности дошкольника является общепризнанным и традиционным в отечественной психологии. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы и произвольности ребенка. Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складывается предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно всё это происходит в сюжетно-ролевой игре (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
В качестве основных качеств личности, которые приобретаются детьми в процессе игрового взаимодействия со сверстниками, Бронфенбреннер выделяет взаимное доверие, доброту, готовность к сотрудничеству, открытость и др. Б. Спок также подчеркивает, что только во взаимодействии с другими детьми ребенок научается ладить с людьми и одновременно отстаивать свои права.
Характеристика игрового взаимодействия: В обществе сверстников демонстрирует самостоятельную игровую деятельность?
Да
Нет
Одним из важных показателей интеграции и развития ребёнка, является возникновение у него самостоятельной игровой деятельности
Где чаще играет?
Информация по педагогике:
Дидактико-методические основы обучения чтению иноязычных
текстов
Знакомством культурой страны изучаемого языка было одной из главных задач еще со времен античности. Преподавание классических языков, как и трактовка религиозных текстов, не мыслится без культуроведческого комментирования. Временный государственный образовательный стандарт в число целей обучения ин ...
Цикличность процесса обучения
Второй общий момент для любого вида обучения – это цикличность вышеозначенного процесса, т.е. повторяемость действий педагога и обучающегося от постановки цели к поиску средств и оценке результата. С одной стороны, цикличность предполагает постановку учителем задач и целей, а также оценку усвоенных ...
Выявления уровня развития исследовательской деятельности у дошкольников
Цель: определить уровень развития исследовательской деятельности старших дошкольников после проведения эксперимента. Условия: детям предлагаются задания, используемые в констатирующем эксперименте. Задания выполняются индивидуально. Методы: наблюдения, анализ деятельности, метод математической обра ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.