Для определения возможности и успешности интегрированного обучения детей с различными нарушениями, важным является разработка и обоснование критериев (медицинских, психологических, педагогических, социальных) в соответствии с которыми ребенок может быть интегрирован в среду нормально развивающихся. В ходе анализа литературы, из опыта наблюдения за процессом интеграции ребёнка в группе сверстников, а так же опираясь на модель интеграции, нами выделены следующие критерии: Поведение ребёнка, Отношения сверстников к ребёнку. Взаимоотношения ребёнка и взрослых.
Поведение ребёнка
Особенность поведения ребёнка:
Соматическое здоровье:
Часто болеет
Редко болеет
Эмоциональный фон: стабильность:
Эмоциональный фон стабилен
Частая смена настроения
Если эмоциональный фон у ребёнка стабилен, это говорит о том, что ребёнок чувствует безопасность и комфорт.
Коммуникация, понятна ли она другим?
Да
С трудом
Нет
Часто, ребёнок с особенностями развития, имеет недостаточный опыт контактов со сверстниками. Например, отсутствие речи и неумение пользоваться невербальными методами общения может приводить к тому, что ребёнок и нее пытается обращаться к детям. Таким образом, остальным детям он был не понятен и не интересен. В ходе интеграции, через взаимодействие и сотрудничество детей, коммуникация развивается и становится понятнее.
Высказывает ли свои желания?
Да
Нет
Как реагирует на режимные моменты?
Быстро переключается на новый вид деятельности
Медленно, с сопротивлением
Игнорирует
Режимные моменты (обед, сон и. т. д.) являются частью организации ДОУ и реакция ребёнка на смену режимного момента становится важным показателем его вхождения в группу.
Отношения в игровой ситуации:
Поведение ребёнка в игровой ситуации, является важным критерием его интеграции в группу сверстников. Положение об игре, как ведущей деятельности дошкольника является общепризнанным и традиционным в отечественной психологии. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы и произвольности ребенка. Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складывается предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно всё это происходит в сюжетно-ролевой игре (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
В качестве основных качеств личности, которые приобретаются детьми в процессе игрового взаимодействия со сверстниками, Бронфенбреннер выделяет взаимное доверие, доброту, готовность к сотрудничеству, открытость и др. Б. Спок также подчеркивает, что только во взаимодействии с другими детьми ребенок научается ладить с людьми и одновременно отстаивать свои права.
Характеристика игрового взаимодействия: В обществе сверстников демонстрирует самостоятельную игровую деятельность?
Да
Нет
Одним из важных показателей интеграции и развития ребёнка, является возникновение у него самостоятельной игровой деятельности
Где чаще играет?
Информация по педагогике:
Что следует понимать под дистанционным обучением
Сопоставляя данные статей, можно заключить, что дистанционное обучение — это новая, специфичная форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, уч ...
Характеристика и состав испытуемых
Экспериментально-практическое изучение особенностей навыка чтения у младших школьников с ОНР проводилось нами на базе МОУ СОШ с. Ленинское, Ленинского района, Еврейской Автономной области, в 2010 – 2011 учебном году. Основную группу (ОГ) составили 10 учащихся первых классов в возрасте 7-8 лет, имев ...
Виды и формы досуговой деятельности детей младшего школьного возраста
Досуговые программы создаются как для воспитанников, обучающихся в учреждении дополнительного образования на постоянной основе, так и для детей, посещающих учреждение эпизодически или посетивших его только однажды. Досуговая программа может быть организованна как массовый детский праздник, может но ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.