Условия формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе обучения

Образование и педагогика » Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе » Условия формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе обучения

Страница 2

Движение – необходимая составная часть любого вида деятельности ребенка и его естественная биологическая потребность, которая получила название кинезиофилии. Недостаток двигательной активности может нанести вред здоровью ребенка. Это особенно актуально при поступлении в школу. Учебная работа школьника – труд, который осуществляется на фоне длительного статического напряжения, связанного с поддержанием позы и сопряженного со значительными зрительными нагрузками. Кроме того, необходимо помнить о продолжающихся в детском организме процессах роста и развития, которые обуславливают высокую реактивность детей на различные воздействия, в том числе на учебную деятельность.

Состояние здоровья детей в начале обучения имеет потенцию к ухудшению: увеличивается число детей с сутулой формой спины, с функциональным нарушением осанки, сколиозами I и II степени. К моменту поступления в школу 40 – 60 % детей имеют различные функциональные отклонения: со стороны органов зрения – 10 %, избыточная масса тела – 16 %, нарушение осанки наблюдается у каждого второго ребенка. Уже за первый год обучения количество нарушений осанки увеличивается с 55 до 60 %, количество асимметрий линии плеч и лопаток – с 24 до 46 %. По мере увеличения ученического стажа растет количество функциональных отклонений, особенно со стороны опорно-двигательного аппарата и зрения.

Двигательная нагрузка – в значительной степени управляемый фактор внешней среды, влияние которого можно направить на оздоровление и функциональное совершенствование систем детского организма. Поэтому необходимо удовлетворить естественную потребность организма в движении и обеспечить оптимальную двигательную активность детей в школе.

Под двигательной активностью понимают общее число разнообразных движений за определенный отрезок времени (час, сутки). Каждому возрастному периоду свойственен определенный уровень двигательной активности, который определяется как биологическими, так и социальными факторами. На различных этапах развития ведущими являются биологические потребности, а у детей старшего возраста двигательная активность формируется. Среди биологических факторов можно выделить суточные, сезонные, возрастные. Суточная двигательная активность – это число движений за весь период бодрствования в течение суток. К ним относятся все виды движения: ходьба, бег, прыжки, наклоны, повороты и т.д.

С возрастом суточная двигательная активность сначала стабилизируется, а затем снижается. В 7 – 10 лет продолжительность двигательного компонента 4 – 5 часов, 15 – 20 тысяч шагов.

Неравномерно распределение движений в течение суток. Подъемы двигательной активности наиболее выражены: в первой половине дня – с 9 до 12 часов, во второй половине дня – с 16 до 18 часов, т.е. в соответствии с суточными биологическими ритмами. Двигательная активность неравномерно распределяется не только в течение дня, но и в течение недели, и в разное время года. Отмечается некоторое снижение суточной двигательной активности в четверг и в пятницу, и последующее увеличение в воскресенье. Зимой двигательная активность снижается на 30% по сравнению с осенью и весной. Недостаток движений в это время года необходимо компенсировать организованными формами двигательных занятий.

При сокращении суточной двигательной активности в 2 – 3 раза ниже нормы наблюдается гипокинезия, что особенно опасно для детского организма. Проблема гипокинезии особо остро возникает в период поступления ребенка в школу. Ребенок попадает в ситуацию резкого ограничения двигательной активности. Негативно отражается на школьниках резкое увеличение статической нагрузки, которую они испытывают на уроке. Статическое напряжение, обеспечивающее поддержание рабочей позы школьника, приводит к быстрому утомлению детского организма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Развитие познавательных процессов и способов умственной деятельности
Развитие познавательных процессов является важной задачей умственного воспитания детей с нарушениями слуха. Развитие ощущений и восприятия, формирование различных форм мышления, внимания, памяти, воображения являются элементом проведения разнообразных занятий и организации детской деятельности. Поз ...

Обучение монологической речи на уроках иностранного языка в 5-6 классах
Проанализировав Федеральный компонент государственного стандарта по иностранному языку, мы выяснили, что целью обучения монологической речи для начальной школы является составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание ...

Методика изучения имени прилагательного в начальной школе
Система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала, как со стороны лексики, так и со стороны грамматики. Методика изучения имен прилагательных обусловлена, прежде всего, их лингвистическими особенностями. Прилагательные обозначают признак предмета. Сущно ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru