Условия формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе обучения

Образование и педагогика » Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе » Условия формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе обучения

Страница 5

У младшего школьника еще недостаточно развито понимание возможной избирательности действия.

«Если будешь грызть ногти, то можешь заболеть». Но из своего повседневного жизненного опыта ребенок знает, что он много раз грыз ногти, но ни разу не заболел.

В беседах с детьми целесообразна эстетическая аргументация: грызть ногти не только вредно, но и некрасиво…

Если мальчик или девочка грызет ногти, то соседу по парте бывает очень неприятно и даже противно.

Такой же подход целесообразно применять и при искоренении таких дурных привычек, как, например, ковырять в носу, сосать или держать палец во рту, постоянно грызть карандаш и т.д. и т.п.

Например, один из учителей младших классов в начале каждой учебной четверти демонстрирует классу два карандаша: один красиво отточенный, обычный карандаш, другой весь изгрызенный, со следами зубов. Учитель сначала говорит о том, почему вредно для здоровья человека грызть карандаш или держать его во рту (вредно для развития зубов, можно занести грязь). Но в данном примере основным доводом служит «эстетическая мотивация» - «некрасиво, неприятно, противно». «Неужели тебе самому не противно брать в руки свой же карандаш?».

Привычка постоянно сосать карандаш или палец приводит к нарушениям в развитии зубов и формированию неправильного прикуса.

У детей распространена дурная привычка трогать, тереть лицо руками… Мотив в необходимости избавиться от этой привычки: кожа детей нежная, а руки грязные, с грязью в кожу заносятся микробы. Вот почему у детей, имеющих привычку постоянно трогать лицо грязными руками, часто появляются прыщи, угри, ссадинки, кожа становится некрасивой, могут появиться воспалительные процессы.

Подытоживая сказанное, следует подчеркнуть, что в необходимости отказа от дурных привычек должно быть разъяснение их вреда для здоровья, эмоциональное воздействие, в основе которых лежат эстетические мотивы. За соблюдение правил гигиены, отказ от дурных привычек нужно поощрять, хвалить. Скажем, учитель может взять в руки не испорченный покусами карандаш и сказать: «Такой карандаш приятно взять в руки, приятно им писать».

За несоблюдение правил гигиены можно пристыдить школьника, действуя на его самолюбие, но вместе с тем поддерживать в нем уверенность в возможности отказа от дурной привычки.

Немалое значение имеет и регулирование поведения ребенка.

В начале обучения в школе при объяснении правил поведения сказать, чтобы дети не касались лица, не грызли карандаш, не ковыряли в ушах, не трогали грязными руками глаза и т.п. Дети кончили писать, учитель напоминает, какую им следует принять позу во время объяснения учителя.

Привычка грызть ногти, карандаши, воротнички, дергать волосы, кусать и облизывать губы, перебирать пальцами, постоянно шмыгать носом и др. – может быть проявление детской нервности.

Гораздо более серьезного внимания требуют дурные и вредные для здоровья привычки, формирование которых подчас происходит в младшем школьном возрасте. Это употребление алкоголя и курение.

Что об этом говорят ученые? Долгие годы проблему курения среди подрастающего поколения исследовал доктор медицинских наук Л.В.Орловский. Непосредственно для нашей темы наибольшее значение имеют следующие разработанные учеными вопросы:

ü Какое количество младших школьников курят?

ü Почему они начинают курить?

ü Каким образом вести среди них воспитательную работу?

Как показали исследования Л.В.Орловского, мужчины гораздо раньше, чем женщины, приобщаются к курению. 16,9 % курящих начали курить в возрасте 8 – 9 лет, т.е. в начальной школе.

Здесь речь идет о систематически курящих, но попробовали сигарету хотя бы один раз подавляющее большинство мальчиков младших классов.

Девочки начинают пробовать сигареты, как правило, позднее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Информация по педагогике:

Теоретическая модель интеграции
Теоретической основой интеграции являются идеи Выготского, он был одним из первых учёных, заложивших экспериментально обоснованные теоретические принципы интегрированного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями развития. Он считал, что оптимальной образовательно-воспитат ...

Сравнение результатов экзамена по географии в 2004-2007 гг
Основная цель нашего исследования – экспериментальным путем доказать гипотезу: если методика подготовки к ЕНТ будет использоваться с учетом условий и соответственно выявленным в результате диагностики особенностям развития учащихся, то эффективность педагогического процесса при подготовки к ЕНТ пов ...

Проблемное обучение
В основе проблемного обучения лежит идея известного отечественного психолога С.Л,Рубинштейна, о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречия. Поэтому проблемное обучение раскрывается через постановку (учителем) и разрешение (учеником) пр ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru