Для снятия статического напряжения, вызванного длительным поддержанием рабочей позы за партой, выполняются упражнения: потягивание, разведение плеч, поднимание головы, вращение головой, наклоны и полунаклоны, выпрямление ног, дыхательная гимнастика.
Упражнения для глаз предусматривают движения глазного яблока по всем направлениям.
Длительность физкультминуток обычно составляет 1 – 2 минуты и включает комплекс из 4 – 5 упражнений, повторяемых 4 – 6 раз. Возможны варианты сочетаний различных упражнений. Например, при выполнении упражнений для кистей рук можно одновременно с ними выполнять гимнастику для глаз, фиксируя взгляд на кисти.
При проведении физкультминутки возможны следующие ошибки:
o выполнение упражнений с недостаточной амплитудой движений;
o подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;
o увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (не учитывается степень утомления детей).
Подвижные перемены
На школьных переменах используются игры малой и средней подвижности. Подвижные перемены могут быть направлены на формирование навыков организации деятельности, на увеличение объема двигательной активности, а также на решение рекреационных задач.
Активный отдых на переменах способствует сглаживанию неблагоприятных функциональных сдвигов, обусловленных преимущественно влиянием статического компонента учебной деятельности, и от того, насколько рационально он будет организован, во многом зависит эффективность целостного учебно-воспитательного процесса. Сокращение длительности или ограничение подвижности школьников во время перемен резко усугубляет их утомление.
При организации игровой деятельности младших школьников следует помнить о том, что правила игр, проводимых на переменах, должны быть достаточно простыми, а участие детей – возможно более массовым.
На переменах не нужно допускать повышенных физических нагрузок учеников. Игры большой интенсивности чрезвычайно возбуждают детей, они не успевают успокоиться к началу урока и переключиться на учебную деятельность.
Профилактика вредных привычек
Ограничимся рассмотрением лишь некоторых, присущих младшему школьному возрасту, плохих привычек.
К таким привычкам, представляющим особую опасность для здоровья, относится курение, употребление алкоголя. Формирование этих скверных привычек начинается иногда в младшем школьном возрасте.
Вредные привычки весьма разнородны и классифицировать их трудно, впрочем, как и отучить от них.
Родители и учителя часто жалуются на дурную привычку ребенка грызть ногти. Конечно привычка очень скверная: и грязь в рот попадает, и ногти уродуются. Ногти выглядят неэстетично и нарушается из функция – защита кончиков пальцев. И со стороны смотреть, как человек грызет ногти, неприятно. Существует несколько приемов, помогающих избавиться от этой привычки. Так, на одних детей сильное эмоциональное воздействие оказывают приведенные учителем научные данные. В свое время известным ученым А.А.Смородинцевым было доказано, что 95 % всех микроорганизмов, имеющихся на руках, находятся в подногтевом пространстве. В 1 грамме подногтевой грязи ученые насчитали 380 миллионов микробов.
Об этом хорошо сказано у Л.Н.Толстого в повести «Юность»: «Один студент на лавке передо мной грыз ногти, которые были все в красных заусенцах, и это мне показалось до того противно, что я даже пересел подальше».
В подногтевом пространстве часть оказываются яйца червей-паразитов (глистов). Здесь самые благоприятные условия для жизни и размножения микроорганизмов: тепло, влажно, есть пища, отсутствует солнечный свет.
Учащимся можно продемонстрировать и таблицу с изображением микроорганизмов, обитающих в подногтевом пространстве. Но не следует обольщаться тем, что приведенные данные, демонстрация таблицы, рассматривание под микроскопом болезнетворных микробов приведут к отказу от этой привычки.
Информация по педагогике:
Планирование работы по изучению раздела «Элементы машиноведение»
Перспективно-тематическое планирование раздела «Технология обработки металлов. Элементы машиноведения» рассмотрено в приложении 1. Учебная программа является основным документом, которым руководствуется учитель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению учащимися на данном занятии, подби ...
Методические рекомендации по использованию народных
примет как средства развития внимания
Для работы с народными приметами в курсе "Окружающий мир" учителю нужно следовать методическим рекомендациям: 1) Использование народных примет должно быть систематическим, на каждом уроке окружающего мира. 2) Для работы на уроке не следует брать большого количества примет, достаточно пяти ...
Контрольный эксперимент по определению уровня развития мотивации студентов
учреждений СПО
Нами на базе ФГОУ СПО "Уральский Государственный колледж" был проведен педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент – научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что существует, эксп ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.