Становление и развитие теории и практики проектного обучения в школе

Страница 2

В связи с вышеизложенным рассмотрением проблем проектирования в педагогическом наследии А.С. Макаренко интересным является вопрос о развитии его идей в современной педагогической науке и практике.

В современном педагогическом наследии имеется неоднозначное понимания проектирования как типа педагогической деятельности. Ретроспективный анализ показывает, что в классическом нормативном курсе педагогики авторы по-разному относятся к проектированию. Одни выделяют данный тип педагогической деятельности и даже пытаются с классических нормативно-педагогических позиций раскрыть его онтологию и место в педагогическом производстве. Другие вообще данную проблему не затрагивают, как будто бы ее не существует в педагогической теории и практике и она не является важной и значимой для субъектов образования. Очень неудовлетворительно рассматривается данная проблема и в связи с раскрытием сущности и механизмов развития критериального педагогического творчества в образовательной сфере. В качестве примера можно рассмотреть раскрытие содержательных аспектов проектирования И.Ф. Харламовым в учебнике по курсу «Педагогика». В последних изданиях данного учебника автор выделяет в структуре педагогической деятельности конструктивно-проектировочную деятельность, которая тесно взаимосвязана с ориентационно-прогностической деятельностью педагога. Вот как автор поясняет их взаимосвязь. «Если, например, учитель прогнозирует укрепление коллективистских отношений между учащимися, перед ним встает задача конструирования, проектирования содержания воспитательной работы, придание ей увлекательных форм. К сожалению, в классическом педагогическом наследии, отраженном в нормативных курсах педагогики практически не раскрывается сущность и механизм формирования данного типа деятельности у субъектов педагогического производства.

Историческая справка. Метод проектов, известный также как метод проблем, возник ещё в 1920-е годы в США. Его связывают с идеями гуманистического направления в философии образования американского философа и педагога Дж. Дьюи, а также его ученика В. Х. Килпатрка. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующего личной заинтересованности именно в этом знании. В России идеи проектного обучения возникли практически одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Щацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее эти идеи стали довольно широко, но не достаточно продумано и последовательно внедрятся в школу; в результате постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осуждён. С тех пор и до недавнего времени в России не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить его в школьной практике. Сегодня как в зарубежных, так и в отечественных школах, метод проектов активно и весьма успешно развивается и приобретает всё большую популярность за счёт рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. "Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю. Я знаю, где и как я могу применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Джон Дьюи о единстве школы с жизнью. Джон Дьюи (1859 - 1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог, справедливо считается основоположником "метода проектов" в мировой педагогике. Ни в одной из своих работ он не употребляет слово "проект" применительно к педагогическому методу, но страницы его книг проникнуты пафосом утверждения связи школы с жизнью, с личным опытом ребенка и коллективным опытом человеческого общества.

С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе.

Никакое число наглядных уроков, скомпонованных как наглядные уроки, не может даже в самой отдаленной степени заменить знакомства с растениями в саду и животными на ферме, знакомства, приобретенного в условиях действительной жизни среди них и выращивания их. Никакое упражнение органов чувств в школе, введенное ради одного этого упражнения, не может выдержать даже и тени соревнования с живостью и полнотой жизни чувств, вытекающих из непосредственного участия в повседневной жизни семьи и в интересах ее занятий. Вербальную память можно развить путем соответствующих упражнений, способность логического мышления до некоторой степени может быть приобретена на уроках естествознания и математики; но в конце концов это только отдаленная тень той способности к вниманию и к суждению, которая приобретается, когда имеешь дело с настоящими вещами, позади которых находится реальное основание, а впереди - реальный опыт…

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Н.К. Крупская о самоуправлении школьников
В педагогическом наследии Крупской самоуправление учащихся всегда рассматривается как неотъемлемая часть трудовой политехнической школы. Самоуправление учащихся в советской школе впервые узаконено «Положением об единой трудовой школе» и «Декларацией об основных принципах единой трудовой школы», в к ...

Анализ результатов экспериментальной работы
Цель: проследить динамику развития связной речи и оценить эффективность используемых в формирующем эксперименте технологий. Контрольный эксперимент проводился по той же методике, что и констатирующий. Детям контрольного и экспериментального класса были предложены для пересказа одинаковые тексты: Ка ...

Роль и значение невербальных элементов в общении и взаимопонимании с аутичными детьми
Психологами установлено, что в процессе взаимодействия с аутичными детьми от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением "невербалики" для психо ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru