Метод проектов н е является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Джон предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Дж. Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе — полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Иными словами, школа — это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в окружающем мире, работать с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Исходя из опыта работы, метод проектов может с успехом применяться как на уроках, так и во внеклассной работе с учащимися. Особенно популярен и востребован данный метод на среднем этапе обучения, поскольку именно в подростковом возрасте развивается абстрактное мышление и логическая память. Поэтому важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них способность к теоретическим обобщениям, формировать умение к проявлению самостоятельности и креативности. На старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования.
Для успешного применения метода проектов необходимо представлять организацию и структуру проектной работы. В предлагаемой методической разработке урока - проекта прослеживаются все этапы проектной деятельности, а также методическое обоснование каждого из этапов. Учитель выступает в данной учебной ситуации как инициатор, партнер по выполнению проектного задания. Исходя из опыта работы, для постановки проблемы, стимулирования интереса учащихся учитель может использовать предварительное чтение, просмотр или прослушивание различных аудио- и видеоматериалов, опросчики, проблемные задачки. Далее учитель передает инициативу и ответственность за проект учащимся в группе.
Особое внимание следует уделить оценке проекта и его презентации. В качестве средств оценки могут быть использованы опросчики, анкеты, оценочные шкалы для обсуждения качества, дневник рефлексивной самооценки. Несмотря на то, что по сути проектной технологии учитель не вмешивается в согласованный с учащимися мониторинг и процедуру оценки проекта, тем не менее, учителю целесообразно вести свой дневник наблюдений за работой учащихся и отмечать динамику осуществления проекта.
Проект, который исполняют ученики, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить. Естественно, они должны отчетливо понимать цель проекта В. Кильпатрик сотрудник Дж. Дьюи, так определил три главных принципа новой педагогики:
Информация по педагогике:
Структура игры
Из предыдущего параграфа стало ясно, что понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Давайте выясним, как определяют игру известные педагоги, психологи, писатели различны ...
Особенности учебной деятельности
Учебная деятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая). Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, ...
Подготовка мастера к виду профессионального обучения
В решении задач, стоящих на современном этапе перед системой профессионально-технического образования, ведущая роль принадлежит мастеру производственного обучения. От его личностных качеств, профессионального уровня как педагога во многом зависит уровень подготовленности и воспитанности будущих раб ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.