Сущность, структура и содержание метода проектов в физическом воспитании школьников

Образование и педагогика » Организационно-педагогические условия применения метода проектов на уроках физической культуры » Сущность, структура и содержание метода проектов в физическом воспитании школьников

Страница 5

Проблема проектной деятельности школьников является актуальной для современного отечественного психолого-педагогического знания. В то время как в практике обучения и воспитания метод проектов известен уже достаточно давно, теоретический анализ проектной деятельности как средства обучения и воспитания как в педагогической, так и в психологической науке не был реализован, его рассмотрение шло по описательному пути, по линии определения границ влияния на формирование знаний, умений, навыков школьников. В работах классиков педагогической науки С.Т .Шацкого, М.В.Крупениной, В.В.Игнатьева, Е.Г .Каганова и др. были заложены основы эмпирического анализа проектного метода обучения.

По мере развития психологической науки и педагогической практики (в конце XIX — начале XX в.) складывались теоретические предпосылки выделения проектирования в качестве вида учебной деятельности и средства развивающего обучения. Однако анализ становления метода проектного обучения показал, что, несмотря на глубокие корни, проектная деятельность не получила должного теоретического обоснования и экспериментального изучения. В рамках проектного метода обучения рассматривались лишь отдельные методические приемы совершенствования традиционного обучения.

В современных зарубежных теориях обучения (Д. Барлекс, Дж. Питт) деятельность школьников по созданию творческих проектов представлена как средство адаптации интеллектуальных и физических способностей, индивидуально-психологических особенностей личности к новым социальным условиям в процессе профессионального самоопределения. Таким образом, сохраняется основной акцент анализа проектной деятельности в качестве способа преломления теоретических знаний в практике для решения узколичностных задач.

Возвращение к методу проектов в современном отечественном образовании (П.Р .Атутов, М.Б.Павлова, В.Д. Симо-ненко, Ю.Л. Хотунцев и др.) обусловлено потребностями развивающего обучения, поиском средств и методов формирования личности в новых социальных условиях [17].

Теоретические исследования (И.И.Ляхов, Н.Н.Нечаев, В. Гаспарский, Л. Тодл, И.И .Пейша и др.) позволяют говорить о проектной деятельности школьников как о самостоятельном виде деятельности. Анализ системы понятий, связанных с проблемой исследования, представленный в работах К.М .Кантора, Дж.К.Джонса, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Нечаева, И.И. Ляхова, А.А .Добрякова, В.В.Рубцова, В.А. Моляко и др., показывает ее комплексный междисциплинарный характер. Проектирование понимается и как деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (Дж .К .Джонс), и как управление стихийным развитием предметного мира (Т. Мальдонадо), и как разработка и создание проекта-эскиза будущего изделия (В.А. Моляко). Несмотря на различные толкования понятия, все исследователи указывают на его творческий преобразующий характер. Можно обозначить еще целый ряд понятий, имеющих отношение к проблеме проектной деятельности школьников: проектная ситуация (В.И. Аверченков, Ю.А. Малахов), проектная задача (В.Г. Горохов), проектное моделирование (Н.Н. Нечаев) и др. Однако все они рассматриваются в преломлении профессионально-трудовой деятельности, а не деятельности учебной, каковой является проектная деятельность школьников. Используя парадигму системно-деятельностного подхода, мы выделили существенные отличия в проектной деятельности школьников и профессионально направленной проектной деятельности, которые представлены в таблице 1

Таблица 1. Соотношение характеристик проектной деятельности школьников и профессиональной проектной деятельности

Категория анализа

Проектная деятельность школьников

Проектная профессиональная деятельность

Мотивация

Познавательно-социальная

Социальная

Цель

Развитие личности через усвоение знаний, умений, навыков

Выработка общественно ценного продукта

Содержание

Исследовательский, технологический и заключительные этапы

Исследовательский, технологический этап

Результат

Реальное изделие или услуга

Технический проект

Средства

Учебные знания, умения, навыки

Специальные профессиональные знания, умения, навыки

Объекты управления

Все этапы проектной деятельности

Тема проекта

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Информация по педагогике:

Показатели и критерии уровня овладения детьми исследовательской деятельностью
При определении показателей сформированности умений и навыков исследовательской деятельности мы пользовались работами следующих авторов: А.И. Савенков Л.Н. Прохорова А.И. Савенков выделяет четыре блока, характеризующих исследовательское мышление: 1. Культура мышления; 2. Конвергентное мышление; 3. ...

Функции классного руководителя
Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Воспитательные задачи классный руководитель решает в соответствии с учетом возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенн ...

Понятия "дифференциация" и "индивидуализация" обучения
Вне всяких сомнений, для лучшего понимания психологических основ дифференцированного обучения необходимо для начала уточнить содержание понятия "дифференциация обучения", а также его соотношение с понятием "индивидуализация обучения", поскольку однозначная трактовка этих понятий ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru