Во-вторых, важным становится процесс работы ребенка в ходе исследования. Следовательно, оценивается не достигнутый результат, а его процесс, то, как думает, рассуждает ребенок.
Необходимо отметить, что выделенные умения, это не количественные, а качественные показатели.
Поэтому показатели сформированности исследовательского деятельности необходимо сопоставлять как на внешнем, так и на внутреннем уровнях, т.е. «качественные изменения в структуре личности ребенка и их проявления во взаимодействии его с окружающим».
В результате анализа литературы мы смогли определить показатели исследовательской деятельности у старших дошкольников, которые определяют направление опытной работы. В таблице 1 представлены показатели, критерии, уровни сформированности исследовательской деятельности и методы отслеживания.
Таблица 1
Показатели и критерии уровня овладения (сформированности) детьми исследовательской деятельностью.
|
Показатели и критерии |
Уровни |
Методы отслеживания | ||
|
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | ||
|
1. Выделение проблемы (находит противоречие, формулирует проблему). |
Самостоятельно видит проблему |
Иногда самостоятельно, но чаще с помощью воспитателя. |
Не видит самостоятельно, принимает проблему, подсказанную воспитателем, не проявляет активности в самостоятельном ее поиске. |
Наблюдение в процессе выделения проблемы. |
|
2.Формули-рование вопросов. |
Формулирует вопросы. |
Формулирует вопросы. |
Наблюдение в процессе формулировки вопросов, анализ вопросов. | |
|
3. Целеполагание и целеустремленность (ставит цель исследования, осуществляет поиск эффективного решения проблемы). |
Самостоятельно (в группе). Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет). |
С помощью воспитателя. Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет). |
С помощью воспитателя. |
Наблюдения за процессом деятельности, отчетом о результатах. |
|
4.Выдвижение гипотез и решения проблем. |
Активно высказывает предположения, гипотезы (много, оригинальные), предлагает различные решения (несколько вариантов). |
Выдвигает гипотезы, чаще с помощью воспитателя, предлагает одно решение. |
Наблюдение. | |
|
5.Способность описывать явления, процессы. |
Полное, логическое описание. |
Не совсем полное, логическое описание. |
Наблюдение за деятельностью, отчет о результатах исследования. | |
|
6.Формулировка выводов и умозаключений. |
Формулирует в речи, достигнут или не результат, замечает соответствие или несоответствие полученного результата гипотезе, делает выводы. |
Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам, аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами и с помощью взрослого. |
Затрудняется в речевых формулировках, не видит ошибок, не умеет обсуждать результат. |
Анализ высказываний, отчетов. |
|
7. Степень самостоятельности при проведении исследования. |
Самостоятельно ставит проблему, отыскивает метод ее решения и осуществляет его. |
Педагог ставит проблему, ребенок самостоятельно ищет метод ее решения. |
Педагог ставит проблему, намечает метод ее решения, ребенок осуществляет поиск при значительной помощи взрослого. |
Наблюдение в процессе работы на занятии, в группах. |
Информация по педагогике:
Цикличность процесса обучения
Второй общий момент для любого вида обучения – это цикличность вышеозначенного процесса, т.е. повторяемость действий педагога и обучающегося от постановки цели к поиску средств и оценке результата. С одной стороны, цикличность предполагает постановку учителем задач и целей, а также оценку усвоенных ...
Принципы цели и задачи экологического воспитания
Задача и формирование экологической грамотности у старших школьников является одной из сложных и в то же время актуальных в современных условиях реформирования образования. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие человека, формирование ценностны ...
Исследование и познавательных интересов обучающихся на уроках истории
Я исследовала познавательные интересы 7 класса. Были использованы следующие методы: анкетирование, сочинения обучающихся. Анкетирование Вопросы: Что такое история? Нужно ли изучать историю? Интересно ли тебе изучать историю Отечества? Недостатком анкетирования явилось то, что оно не помогло зафикси ...
Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.