Во-вторых, важным становится процесс работы ребенка в ходе исследования. Следовательно, оценивается не достигнутый результат, а его процесс, то, как думает, рассуждает ребенок.
Необходимо отметить, что выделенные умения, это не количественные, а качественные показатели.
Поэтому показатели сформированности исследовательского деятельности необходимо сопоставлять как на внешнем, так и на внутреннем уровнях, т.е. «качественные изменения в структуре личности ребенка и их проявления во взаимодействии его с окружающим».
В результате анализа литературы мы смогли определить показатели исследовательской деятельности у старших дошкольников, которые определяют направление опытной работы. В таблице 1 представлены показатели, критерии, уровни сформированности исследовательской деятельности и методы отслеживания.
Таблица 1
Показатели и критерии уровня овладения (сформированности) детьми исследовательской деятельностью.
Показатели и критерии |
Уровни |
Методы отслеживания | ||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | ||
1. Выделение проблемы (находит противоречие, формулирует проблему). |
Самостоятельно видит проблему |
Иногда самостоятельно, но чаще с помощью воспитателя. |
Не видит самостоятельно, принимает проблему, подсказанную воспитателем, не проявляет активности в самостоятельном ее поиске. |
Наблюдение в процессе выделения проблемы. |
2.Формули-рование вопросов. |
Формулирует вопросы. |
Формулирует вопросы. |
Наблюдение в процессе формулировки вопросов, анализ вопросов. | |
3. Целеполагание и целеустремленность (ставит цель исследования, осуществляет поиск эффективного решения проблемы). |
Самостоятельно (в группе). Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет). |
С помощью воспитателя. Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет). |
С помощью воспитателя. |
Наблюдения за процессом деятельности, отчетом о результатах. |
4.Выдвижение гипотез и решения проблем. |
Активно высказывает предположения, гипотезы (много, оригинальные), предлагает различные решения (несколько вариантов). |
Выдвигает гипотезы, чаще с помощью воспитателя, предлагает одно решение. |
Наблюдение. | |
5.Способность описывать явления, процессы. |
Полное, логическое описание. |
Не совсем полное, логическое описание. |
Наблюдение за деятельностью, отчет о результатах исследования. | |
6.Формулировка выводов и умозаключений. |
Формулирует в речи, достигнут или не результат, замечает соответствие или несоответствие полученного результата гипотезе, делает выводы. |
Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам, аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами и с помощью взрослого. |
Затрудняется в речевых формулировках, не видит ошибок, не умеет обсуждать результат. |
Анализ высказываний, отчетов. |
7. Степень самостоятельности при проведении исследования. |
Самостоятельно ставит проблему, отыскивает метод ее решения и осуществляет его. |
Педагог ставит проблему, ребенок самостоятельно ищет метод ее решения. |
Педагог ставит проблему, намечает метод ее решения, ребенок осуществляет поиск при значительной помощи взрослого. |
Наблюдение в процессе работы на занятии, в группах. |
Информация по педагогике:
Характеристика выборки и анализ результатов исследования
В экспериментальном исследовании приняли участие 60 учащихся 9-х классов и 3 педагога – классных руководителя МОУ СОШ №17 г. Челябинска. Практически все учащиеся обучаются в данных классах с момента поступления в школу. Длительное совместное обучение и проведение внеклассных и внешкольных мероприят ...
Методический подход к реализации приемов взаимодействия
Стратегии повышения самоуважения строятся на принципе замены неприемлемых способов взаимодействия более приемлемыми. Как сделать это? Как помогать ученикам устанавливать нормальные отношения с учителем и чувствовать свою коммуникативную состоятельность? Первым шагом к правильному выбору мы считаем ...
Сущность, структура и содержание метода проектов в физическом воспитании школьников
Понятие "проект" вброшено в российскую педагогику и еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем! Подведем некоторые итоги, что же такое проект?. Проект - это метод обучения, который может быть использов ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.