Показатели и критерии уровня овладения детьми исследовательской деятельностью

Страница 2

3. Дивергентное мышление.

Дивергентное мышление – характеризуется одновременным поиском в нескольких или многих направлениях, разнонаправленностью мысли в поисках возможно более широкого охвата значимых для решения проблем аспектов и подходов. Его часто связывают с фантазией, воображением, творчеством.

Дивергентная задача – это задача, имеющая не один, а много правильных ответов. «В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важнейшие исследовательские навыки, такие характеристики креативности, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам».

4. Познавательные функции.

- память;

- внимание;

- восприятие и др.

Для решения исследовательских задач необходимы определенные навыки исследовательского поиска и умения логического творческого мышления.

К ним А.И. Савенков относит следующие умения:

· Видеть проблему;

· Задавать проблему;

· Выдвигать гипотезу;

· Давать определения понятиям;

· Классифицировать;

· Наблюдать;

· Умения и навыки проведения эксперимента;

· Структурировать полученный в ходе исследования материал;

· Делать выводы и умозаключения;

· Доказывать и защищать свои идеи.

Л.Н. Прохорова предлагает оценивать детей по трем показателям:

ü Умение ставить задачу.

ü Метод решения ситуации.

ü Проверка предположений (отбор нужных средств, реализация в действии).

Уровни исследовательского обучения представлены в виде таблицы (знак «+» обозначает представление воспитателем этого элемента исследовательского обучения в готовом виде):

Уровни

Проблема

Метод решения

Решение

1 – й

+

+

-

2 – й

+

-

-

3 – й

-

-

-

В результате анализа литературы по проблеме развития исследовательской деятельности дошкольников мы придерживаемся мнения А.И. Савенкова. Потому что, А.И. Савенков более конкретно определил исследовательские умения и полно описал блоки, характеризующие исследовательское мышление.

Показатели сформированности исследовательской деятельности:

ü Умение видеть проблему;

ü Умение формулировать и задавать вопросы;

ü Умение выдвигать гипотезы;

ü Умение делать выводы и умозаключения;

ü Умение доказывать и защищать свои идеи;

ü Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.

Критерии сформированности исследовательской деятельности:

ü Самостоятельность.

ü Полнота и логичность ответа.

ü Правильность выводов и формулировок.

Какие показатели являются важными, и каковы должны быть оценочные параметры?

Во-первых, любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценивать отношения детей к исследовательской деятельности, которое оценивается по степени проявления интереса, активности в процессе деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста
Одним из ведущих познавательных процессов детей дошкольного возраста является восприятие. Оно выполняет ряд функций: объединяет свойства предметов в целостный образ; объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации; объединяет весь получ ...

Выявления уровня сформированности у младших школьников знаний элементов теории множеств
Экспериментальное исследование было направлено на выявление сформированности знаний, умений и навыков младших школьников по теме «множества». Базой для проведения констатирующего эксперимента была определена Никольская средняя школа №3. В эксперименте участвовали школьники 3 класса в количестве 15 ...

Роль и место понятия «площадь в школьном» курсе математики
Словом площадь школьники пользуются уже в начальной школе. Математика в начальных классах – это, прежде всего знакомство с основными математическими терминами, понятиями и величинами, одной из которых и является площадь. Однако, непосредственное введение понятия «площадь» и изучение площади как вел ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru