Показатели и критерии уровня овладения детьми исследовательской деятельностью

Страница 2

3. Дивергентное мышление.

Дивергентное мышление – характеризуется одновременным поиском в нескольких или многих направлениях, разнонаправленностью мысли в поисках возможно более широкого охвата значимых для решения проблем аспектов и подходов. Его часто связывают с фантазией, воображением, творчеством.

Дивергентная задача – это задача, имеющая не один, а много правильных ответов. «В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важнейшие исследовательские навыки, такие характеристики креативности, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам».

4. Познавательные функции.

- память;

- внимание;

- восприятие и др.

Для решения исследовательских задач необходимы определенные навыки исследовательского поиска и умения логического творческого мышления.

К ним А.И. Савенков относит следующие умения:

· Видеть проблему;

· Задавать проблему;

· Выдвигать гипотезу;

· Давать определения понятиям;

· Классифицировать;

· Наблюдать;

· Умения и навыки проведения эксперимента;

· Структурировать полученный в ходе исследования материал;

· Делать выводы и умозаключения;

· Доказывать и защищать свои идеи.

Л.Н. Прохорова предлагает оценивать детей по трем показателям:

ü Умение ставить задачу.

ü Метод решения ситуации.

ü Проверка предположений (отбор нужных средств, реализация в действии).

Уровни исследовательского обучения представлены в виде таблицы (знак «+» обозначает представление воспитателем этого элемента исследовательского обучения в готовом виде):

Уровни

Проблема

Метод решения

Решение

1 – й

+

+

-

2 – й

+

-

-

3 – й

-

-

-

В результате анализа литературы по проблеме развития исследовательской деятельности дошкольников мы придерживаемся мнения А.И. Савенкова. Потому что, А.И. Савенков более конкретно определил исследовательские умения и полно описал блоки, характеризующие исследовательское мышление.

Показатели сформированности исследовательской деятельности:

ü Умение видеть проблему;

ü Умение формулировать и задавать вопросы;

ü Умение выдвигать гипотезы;

ü Умение делать выводы и умозаключения;

ü Умение доказывать и защищать свои идеи;

ü Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.

Критерии сформированности исследовательской деятельности:

ü Самостоятельность.

ü Полнота и логичность ответа.

ü Правильность выводов и формулировок.

Какие показатели являются важными, и каковы должны быть оценочные параметры?

Во-первых, любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценивать отношения детей к исследовательской деятельности, которое оценивается по степени проявления интереса, активности в процессе деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Использование задач-головоломок в развитие представлений о форме предметов у детей экспериментальной группы
Представления детей о форме предметов имеет большое значение при обнаружении, различении и узнавании предметов. Немаловажная роль в развитии у детей представлений о форме предметов принадлежит задачам-головоломкам. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска отве ...

Понятие «коммуникативная культура»
Коммуникативная культура – это совокупность умений и навыков, обеспечивающих доброжелательное взаимодействие людей друг с другом, эффективное решение всевозможных задач общения. Рассмотрению общих и частных проблем общения и межличностной коммуникации посвящены исследования Б.Г. Ананьева, Г.М. Андр ...

Методы дистанционного университетского образования
Важным интегрированным фактором типологии дистанционных университетов является совокупность используемых в учебном процессе педагогических методов и приемов. Выбрав в качестве критерия способ коммуникации преподавателей и обучаемых, эти методы (приемы) можно классифицировать следующим образом: Мето ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru