3. Дивергентное мышление.
Дивергентное мышление – характеризуется одновременным поиском в нескольких или многих направлениях, разнонаправленностью мысли в поисках возможно более широкого охвата значимых для решения проблем аспектов и подходов. Его часто связывают с фантазией, воображением, творчеством.
Дивергентная задача – это задача, имеющая не один, а много правильных ответов. «В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важнейшие исследовательские навыки, такие характеристики креативности, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам».
4. Познавательные функции.
- память;
- внимание;
- восприятие и др.
Для решения исследовательских задач необходимы определенные навыки исследовательского поиска и умения логического творческого мышления.
К ним А.И. Савенков относит следующие умения:
· Видеть проблему;
· Задавать проблему;
· Выдвигать гипотезу;
· Давать определения понятиям;
· Классифицировать;
· Наблюдать;
· Умения и навыки проведения эксперимента;
· Структурировать полученный в ходе исследования материал;
· Делать выводы и умозаключения;
· Доказывать и защищать свои идеи.
Л.Н. Прохорова предлагает оценивать детей по трем показателям:
ü Умение ставить задачу.
ü Метод решения ситуации.
ü Проверка предположений (отбор нужных средств, реализация в действии).
Уровни исследовательского обучения представлены в виде таблицы (знак «+» обозначает представление воспитателем этого элемента исследовательского обучения в готовом виде):
Уровни |
Проблема |
Метод решения |
Решение |
1 – й |
+ |
+ |
- |
2 – й |
+ |
- |
- |
3 – й |
- |
- |
- |
В результате анализа литературы по проблеме развития исследовательской деятельности дошкольников мы придерживаемся мнения А.И. Савенкова. Потому что, А.И. Савенков более конкретно определил исследовательские умения и полно описал блоки, характеризующие исследовательское мышление.
Показатели сформированности исследовательской деятельности:
ü Умение видеть проблему;
ü Умение формулировать и задавать вопросы;
ü Умение выдвигать гипотезы;
ü Умение делать выводы и умозаключения;
ü Умение доказывать и защищать свои идеи;
ü Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.
Критерии сформированности исследовательской деятельности:
ü Самостоятельность.
ü Полнота и логичность ответа.
ü Правильность выводов и формулировок.
Какие показатели являются важными, и каковы должны быть оценочные параметры?
Во-первых, любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценивать отношения детей к исследовательской деятельности, которое оценивается по степени проявления интереса, активности в процессе деятельности.
Информация по педагогике:
Использование задач-головоломок в развитие представлений о форме предметов
у детей экспериментальной группы
Представления детей о форме предметов имеет большое значение при обнаружении, различении и узнавании предметов. Немаловажная роль в развитии у детей представлений о форме предметов принадлежит задачам-головоломкам. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска отве ...
Понятие «коммуникативная культура»
Коммуникативная культура – это совокупность умений и навыков, обеспечивающих доброжелательное взаимодействие людей друг с другом, эффективное решение всевозможных задач общения. Рассмотрению общих и частных проблем общения и межличностной коммуникации посвящены исследования Б.Г. Ананьева, Г.М. Андр ...
Методы дистанционного
университетского образования
Важным интегрированным фактором типологии дистанционных университетов является совокупность используемых в учебном процессе педагогических методов и приемов. Выбрав в качестве критерия способ коммуникации преподавателей и обучаемых, эти методы (приемы) можно классифицировать следующим образом: Мето ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.