Выявления уровня развития исследовательской деятельности у дошкольников

Страница 4

В нашей работе мы придерживаемся понятия «детская исследовательская деятельность по освоению окружающего мира – это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования».

Исследовательская деятельность стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного процесса. Ребенок учится делать выводы, самостоятельно овладевает представлениями о том или ином явлении. Результатом реализации работы является приобретенный опыт видения предметов и явлений, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Исследовательская деятельность ребенка, как и другие качества личности, не являются врожденными. Развитие исследовательской деятельности дошкольника идет по цепочки: любопытство – любознательность, связанная с исследовательской деятельностью – исследовательская деятельность к процессу и результату, обуславливающая исследовательскую активность личности на решение исследовательских задач, которая реализуется в ходе целенаправленной и педагогически организованной деятельности.

В своей работе мы использовали экспериментально-исследовательскую структуру исследовательской деятельности. Цель данной структуры заключается в развитии способностей ребенка работать с исследуемыми объектами в «лабораторных условиях» как средством познания окружающего мира. В этой структуре используется следующая логика методов: вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы; схематическое моделирование опыта; вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность; метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»; метод «первой пробы» применение результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных их действий.

Обязательным условием развития и саморазвития ребенка является создание в дошкольном учреждении пространственно-предметной среды. Такая среда должна строиться на принципах, разработанных В.А. Петровским, Р.М. Чумичевой. Пространственно-предметная среда должна способствовать самостоятельному приобретению опыта, нахождение новых способов реализации деятельности.

При определении показателей сформированности умений и навыков исследовательской деятельности мы пользовались работами А.И. Савенкова. Потому что, он более конкретно определил исследовательские умения и полно описал блоки, характеризующие исследовательское мышление. Разработали критерии и уровни сформированности исследовательской деятельности. По выделенным уровням можно проводить наблюдение за развитием исследовательской деятельности.

Работа по формированию исследовательской деятельности у старших дошкольников должна проводиться постепенно и поэтапно: 1 этап – непосредственное формирование умений и навыков исследовательской деятельности. Содержание первого этапа включало в себя задания, направленные на развитие памяти, внимания и других познавательных функций. 2 этап – ознакомление дошкольников с методикой учебных исследований. На этом этапа предлагается классификация, при помощи которой можно систематизировать процесс учебных исследований. 3 этап – проведение детьми самостоятельных исследований, когда в исследовательский поиск вовлекалась вся группа, дети сами ставили цели и методы их достижения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Требования к проведению математической игры
Соблюдение всех требований к проведению математической игры способствует тому, что внеклассное мероприятие по математике пройдет на высоком уровне, оно понравится детям, будут достигнуты все поставленные цели. Учителю во время игры должна принадлежать ведущая роль в ее проведении. Учитель должен сл ...

Об организации досуга детей
Грамотная организация досуга отвлекает детей от улицы, от групп асоциальной направленности. Дети получают полезные знания, умения, навыки, усваивают социально приемлемые моральные нормы, вырабатывают ценностные ориентации и жизненные планы, самореализуются в различных видах полезной деятельности, а ...

Методы и методики изучения особенностей памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
Цель констатирующего эксперимента: изучение особенностей памяти детей дошкольного возраста с нарушением слуха с их нормально развивающими сверстниками. Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи: Апробировать комплекс психодиагностических методик для выявления особенностей ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru