Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся — индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению .
Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров).
Таблица 3. Системы действий преподавателя и студентов на разных стадиях работы над проектом
|
Стадии |
Деятельность педагога |
Деятельность студентов |
|
1. Разработка проектного задания | ||
|
1.1. Выбор темы проекта |
Педагог отбирает возможные темы и предлагает их обучающимся |
Обучающиеся обсуждают и принимают общее решение по теме |
|
Педагог предлагает обучащимся совместно отобрать тему проекта |
Группа обучающихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает группе для обсуждения | |
|
Педагог участвует в обсуждении тем, предложенных обучающимися |
Обучающиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают группе для обсуждения | |
|
1.2. Выделение подтем и тем проекта |
Педагог предварительно вычленяет подтемы и предлагает обучающимся для выбора |
Каждый студент выбирает себе подтему или предлагает новую |
|
Педагог принимает участие в обсуждении с обучающимися подтем проекта |
Обучающиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый студент выбирает одну из них для себя | |
|
1.3. Формирование творческих групп |
Педагог проводит организационную работу по объединению студентов, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности |
Обучающиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды |
|
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы |
Если проект объемный, то педагог заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу |
Отдельные обучающиеся старших и средних групп принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом |
|
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности |
Педагог принимает участие в обсуждении |
Обучающиеся в группах, а затем в группе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д. |
|
2. Разработка проекта |
Педагог консультирует, координирует работу обучающихся, стимулирует их деятельность |
Обучающиеся осуществляют поисковую деятельность |
|
3. Оформление результатов |
Педагог консультирует, координирует работу обучающихся, стимулирует их деятельность |
Обучающиеся вначале по группам, в потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами |
|
4. Презентация |
Педагог организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов студентов старших групп или параллельную группу, родителей и др). |
Докладывают о результатах своей работы |
|
5. Рефлексия |
Оценивает свою деятельность по качеству оценок и. активности обучающихся |
Подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу |
Информация по педагогике:
Роль медиаобразования в формировании информационно-правовой культуры
современной молодежи
Развитие медиаобразования в России в XXI веке сопровождается вхождением человечества в информационное общество, одним из неотъемлемых составляющих которого является «общество знаний». Человек общества знаний должен «соблюдать права и основные свободы человека, включая свободу выражения своего мнени ...
Этиология и патогенез нарушений письменной речи
Дисграфия - большей частью врожденное расстройство, процесс письма изначально формируется искаженно. В случае приобретенной дисграфии, письмо было сформировано, а затем навык пострадал или исчез. В основе дисграфии могут лежать различные этиологические факторы: биологические причины. Недоразвитие и ...
Разработка методики технологии обработки плечевого изделия при изучении
раздела «Технология обработки ткани»
При изучении раздела «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов» учителю необходимо постоянно уделять внимание экологическим вопросам, формировать у учащихся систему экологических знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их раз ...
Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.