Логика нашего исследования предполагает рассмотрение вопроса "какие современные средства обучения рациональней всего использовать для развития учебной мотивации студентов УСПО?". В данном параграфе мы к ним и обратимся. Нельзя говорить о современных педагогических средств обучения, не затронув такое понятие, как "средства обучения". Средства обучения (педагогические средства) – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс) [20]. К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. В самом общем плане к ним относятся:
-виды деятельности: игровая, учебная, трудовая;
-педагогическая техника: речь, мимика, движение; средства массовой информации, наглядные пособия, произведения искусства.
К средствам обучения относят также технические средства обучения, дидактические материалы и т.п. В последнее время существенно изменились средства обучения. В связи с появлением персональных компьютеров возник новый вид процесса проблемного обучения – проблемно-компьютерное обучение. Появление нового элемента (компьютера) в педагогической системе во многом может изменить ее функции и позволяет достичь нового педагогического эффекта.
В традиционном учебном процессе средствами обучения являются:
-печатные издания: учебники, учебно-методические пособия, справочники;
-дискеты с учебной информацией;
-записи на доске, плакаты;
-кино–видеофильмы;
-слово преподавателя.
Рис.1. Современная система средств обучения
Для достижения образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, в учреждениях СПО необходимо использовать современные средства обучения.
Современная система средств обучения обеспечивает выполнение требований ФГОС, является составной частью всех уровней информационнообразовательной среды и формирует все составляющие образовательного процесса, в том числе формирует учебную мотивацию учащихся. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы невозможно без комплексного использования в образовательном процессе всей совокупности существующих средств обучения – как традиционных, так и функционирующих на базе цифровых технологий . Ключевой характеристикой образования становится формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. К современным педагогическим средствам обучения относятся:
-традиционные средства обучения (на печатной и непечатной основах, а также оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных экспериментов и практических действий);
-инновационные средства обучения (функционирующие на базе цифровых технологий). Использование в образовательном процессе интерактивных средств обучения позволяет обучающимся проявить самостоятельность при изучении нового материала, в работе с текстом, раскрывающим основное содержание предмета, оценить уровень своей подготовки по конкретной проблеме на данный момент времени. Использование средств мультимедиапроекции позволяет проиллюстрировать процесс или явление, провести автоматизированный контроль знаний по определенной проблеме или по курсу в целом, применить особые формы подачи информации, доступной данному ученику, группе учащихся, выстроить индивидуальную траекторию обучения . Современные педагогические средства обучения призваны обеспечить создание учебной и предметнодеятельностной среды, содействующей: достижению планируемых результатов освоения предмета всеми обучающимися, в том числе учащимся с ограниченными возможностями здоровья; выявлению и развитию индивидуальных способностей обучающихся; работе с талантливыми и одаренными учащимися; использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; эффективной самостоятельной работе обучающихся. Определение конкретной технологии проведения занятия педагог осуществляет с учетом индивидуальных возможностей обучающихся, в том числе и в плане владения информационно-коммуникационными технологиями, а также с учетом наличия различного рода интерактивного оборудования и его возможностей .
В виртуальной лаборатории с помощью измерительных приборов, лабораторного оборудования, наборов готовых моделей, реактивов можно изучать количественные и качественные характеристики процессов и явлений, происходящих в окружающем нас мире, модели сложных технических устройств, используемых в научных исследованиях, интерактивные модели опытов, позволивших открыть ключевые законы природы.
Остановимся на подробном описании некоторых современных педагогических средств обучения, используемых в учреждениях СПО для развития мотивации студентов.
Метод проектов
Метод проектов рассматривается как педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, на развитие мотивации студентов к учению.
Информация по педагогике:
Структура игры. Игра как формирующий эксперимент
Цели исследования: Внедрение в традиционный учебный процесс активных методов формирования и развития социальных, образовательных и ключевых компетентностей. Выстроить образовательную траекторию школьников с учетом их вне учебного интереса. Задачи исследования: 1. Апробирование новых обучающих техно ...
Двигательная активность, здоровье и развитие ребенка
Ранний возраст некоторые авторы называют преддошкольный. Ранний возраст – период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения. Умственное и нравственное развитие ребенка в первые три года , больше, чем когда-либо в дальнейшем, ...
Становление и развитие теории и практики проектного обучения в школе
Генезис постановки проблемы проектирования в педагогике и образовании показывает, что одним из первых советских педагогов обративших внимание на данную проблему является А.С. Макаренко. Анализ его педагогического наследия свидетельствует о том, что А.С. Макаренко много внимания уделял проектировани ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.