Для развития динамических представлений необходим достаточно высокий уровень восприятия, направленного на выявление и отражение разнообразных свойств и качеств развивающихся объектов. Восприятие рассматривается как познавательный процесс, который ориентирует ребенка в поиске признаков, воздействующих на его анализаторы, способствует присвоению общественно выработанных эталонов.
В процессе формирования динамических представлений главным является умение детей рассматривать изменяющийся предмет или явление, выделять многообразие его свойств и особенностей: размер, форму, окраску, пропорции отдельных предметов, новообразований.
За определенный временной промежуток у интенсивно растущего организма заметно меняется облик: увеличивается размер, появляются новообразования (дополнительные ветви, листья, цветы у растений; перья, шерсть, рога - у молодняка ряда птиц и млекопитающих), изменяются форма, окраска некоторых органов, Каждому живому существу характерны свои морфологические изменения; они являются показателями его функционального развития и состояния, позволяют определить действие окружающее среды на организм.
Используя природный мир для совершенствования восприятия у детей, необходимо учитывать огромное многообразие форм, красок, звуков, признаков, размеров и других качеств, присущих объектам и явлениям природы. Для выделения этих признаков необходимо иметь достаточно развитое анализирующее восприятие.
Необходим также высокий уровень сформированности наглядно-образного мышления, так как выявление степени и характера изменений в объекте и формирование обобщенного представления о нем требуют сопоставления образов этого объекта, полученных в разное время.
Развитие наглядно-образного мышления дошкольника обеспечивается комплексом средств:
а) использование обобщенной схемы анализа, позволяющей последовательно определять свойства объекта в целом и его основных частей (такая схема анализа полезна при ознакомлении детей с растущим организмом);
б) использование операторных эталонов - представления о траектории движения объекта или о схеме предстоящих действий. Формирование разнообразных операторных эталонов позволяет детям мысленно производить различные манипуляции с объектом, предвидеть последовательный ход его изменений. Ознакомление с изменениями, происходящими в процессе роста и развития растений и животных, формирование операторных эталонов имеют решающее значение для образного отражения этой области действительности. Специфика таких операторных эталонов вытекает из закономерности изменений;
в) использование моделей и схем, позволяющих обнаружить скрытые связи и свойства объекта. С их помощью ребенок может открыть последовательный ход существенных изменений развивающегося объекта, подойти к обобщению некоторых явлений развития живых существ.
На протяжении дошкольного возраста у детей появляется способность понимать, что рост и развитие живых существ проходят плавно и постепенно. Однако полнота этих представлений на каждом возрастном этапе различна.
Старшие дошкольники способны понимать, как вновь появившееся живое существо (для детей всегда близким и наглядным примером является рождение, рост и развитие домашних животных: котят, хомяков, птичек и др.) достигает взрослого состояния, улавливают повторяемость процесса и цикличность жизненных актов. Таким образом, в дошкольном возрасте складывается тенденция к образованию динамических представлений, отражающих последовательность преобразования живого организма по мере его роста и развития.
Информация по педагогике:
Формы и методы обучения учащихся по курсу «Технология обработки ткани»
Изготовление материального продукта (швейных изделий) рассматривается как сумма технологических действий, направленных на формирование эстетических и утилитарных функций. Одним из основных методов, стимулирующих процесс обучения, является вовлечение учащихся в активную сферу деятельности от эскиза ...
Особенности использования современных средств обучения студентов УСПО
В настоящее время, когда Россия определяется с инновационными путями собственного развития, которые отвечают общемировым тенденциям, актуализируются проблемы качества образования. В этих условиях образовательной процесс учреждений СПО призван обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки в ...
Старшеклассники, не прошедшие итоговых экзаменов, смогут остаться на второй
год
Министерство образования и науки (Минобрнауки) намерено предоставить школьникам, получившим на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, возможность остаться на повторное обучение. Как сообщили в пресс-службе ведомства, министерство разработало соответствующий проект ведо ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.