Методика проведения дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста с умственно отсталыми детьми

Образование и педагогика » Дидактические игры как средство развития экологических знаний о живой природе у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью » Методика проведения дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста с умственно отсталыми детьми

Страница 5

Изменение предполагает также единство двух противоположных начал: прерывности и непрерывности.

Рассматривать процесс изменения следует с точки зрения его протекания во времени: какие при этом ему присущи состояния, какова генетическая связь с другими объектами.

В.И. Столяров отмечает, что в познании изменения существенную роль играет длительность его совершения. Изучать происходящий процесс трудно и тогда, когда временные промежутки или слишком малы (доли секунды), или слишком велики (годы, столетия и более). Но в любом случае самым главным является необходимость выделить и четко зафиксировать различные изменения, выяснить их связи друг с другом.

Все это можно увидеть, если сочетать наблюдение с теоретическим мышлением, что позволяет отразить весь процесс развития в целом. Наблюдение дает представление о характере преобразования и о временной последовательности явлений, которые затем осмысливаются, дополняются не поддающимися наблюдению компонентами изменения.

Познать происходящие изменения помогает сопоставление, которое позволяет выявить устойчивые и изменяющиеся признаки объекта.

Общие закономерности философской категории изменения относятся и к развитию живых организмов. Но тем не менее им свойственны специфические формы проявления развития, которые определяются жизнедеятельностью организмов.

Важной стороной рассматриваемой проблемы является психологическая готовность дошкольников к усвоению знаний, отражающих особенности развития живых организмов.

Восприятие детьми дошкольного возраста изменений и преобразований предметов способствует становлению различных форм мышления. Для этого необходимо, чтобы ознакомление детей с меняющимися объектами живой природы проходило в процессе последовательного и систематического наблюдения. Отрывочное наблюдение за растущими объектами приводит к образованию разрозненных представлений и не способствует познанию самого процесса развития.

Здесь следует раскрыть понятие «система динамических представлений». Это особый тип представления, суть которого заключается в том, что он является не просто суммой ряда конкретных представлений о видоизменениях объекта, а взаимосвязанной совокупностью образов, раскрывающих последовательную смену состояний предмета. К.Э. Фабри и С.Н. Николаева считают, что динамическое представление не может образоваться сразу, особенно при длительно протекающих изменениях. Это итог, отражающий одновременно и тождество меняющегося предмета, и тенденцию его преобразования. Особенность данного типа представления состоит также и в том, что оно воплощает в себе пространственно-временное единство всего процесса изменения.

Ранее было доказано, что дошкольники способны осваивать такие категории, как пространство и время. Но иногда ориентировка в окружающем возможна только с помощью единых пространственно-временных представлений. Это напрямую относится к росту и развитию живых существ.

Ознакомление с меняющимися и развивающимися объектами живой природы имеет существенное значение не только для интеллектуального, но и перцептивного развития дошкольника.

Важным остается вопрос о том, чем обеспечивается формирование у детей динамических представлений. Опираясь на исследования Н.Н. Поддьякова, К.Э. Фабри, С.Н. Николаевой, это можно представить в виде следующих тезисов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Информация по педагогике:

Методика проведения подвижных игр
Выбор игры, прежде всего, зависит от задачи, поставленной перед уроком. Определяя её, руководитель учитывает возрастные особенности детей, их развития, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения игры. В подвижных играх может участвовать от 3-х до 300 человек. При выборе игры ...

Разработка критериев, показателей и уровней внимания младших школьников
Таблица 2 Критерии, показатели и уровни развития внимания младших школьников Критерии Показатели Уровни Высокий Средний Низкий Свойства внимания Направленность внимания Объем внимания Распределенность внимания Сосредоточенность внимания Интенсивность внимания Устойчивость внимания Переключаемость в ...

Понятие творческой задачи
Математическое творчество не является атрибутом традиционного школьного обучения (по крайней мере, на рассматриваемом нами возрастном этапе 6 – 9 классах). Однако детское математическое творчество возможно инициировать, «запустить» возможно при определенных условиях организацией учебного процесса. ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru