Методика проведения дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста с умственно отсталыми детьми

Образование и педагогика » Дидактические игры как средство развития экологических знаний о живой природе у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью » Методика проведения дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста с умственно отсталыми детьми

Страница 8

Используя прием сравнения, дети учатся выделять в воспринимаемом объекте те свойства и качества, которые претерпели изменения (иногда даже малозаметные). Это в свою очередь требует достаточно тонкого анализа, устойчивого произвольного внимания, познавательного интереса.

Наблюдение предполагает обследование предмета с помощью органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Необходимо также обращаться к личному опыту ребенка, добиваться от него эстетических переживаний, проявления глубоких, искренних чувств (удивление, восторг, обеспокоенность и т.д.).

Исследователи считают важным и использование опосредованных методов, которые позволяют фиксировать этапы развития, ставить перед детьми задачи, стимулирующие дальнейшие поиски закономерностей развития. С этой целью используются картины, игрушки, модели, схемы, рисунки, заполнение календарей. Наблюдения сопровождаются также введением игровых приемов, чтением художественных произведений, использованием пословиц, загадок, народных примет.

Обобщение накопленного опыта осуществляется в беседах (как на занятиях, так и в повседневной жизни). Они позволяют уточнить знания детей, выявить, насколько осознанно воспринимают дошкольники процесс развития живого организма, и наметить пути дальнейшего формирования их представлений.

Интересен опыт Т.В. Христовской. Она ставила перед детьми задачу прогнозировать будущие изменения в развитии растений. Ребенок должен был выразить свои предположения в речи, сделать зарисовку. Рисунками в календаре отражалось состояние растения, которое наблюдали, а также изменения, которые в нем будут происходить. В последующем наблюдении дети могли сравнить рисунки и убедиться, насколько оправдывается их прогноз. Это позволяло выявлять ошибки предвидения и более точно определять ход развития растения.

Автор установил, что прогнозирование в рисунках лучше проводить в начальные периоды развития (на этапе прорастания семени, роста молодого растения). Обильное нарастание зеленной массы усложняет создание прогнозирующих рисунков.

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Результаты исследований показали, что при организованном, целенаправленном, систематическом обучении дети усваивают знания о закономерных изменениях в природе. Эти знания становятся важным фактором их умственного воспитания. Формируются отчетливые представления о закономерности изменений природных объектов, о протяженности этих процессов во времени, о том, что рост и развитие связаны с морфо-функциональными и поведенческими изменениями. Дети понимают специфическую взаимосвязь растущего, развивающегося живого существа и факторов внешней среды, обеспечивающих его выживание.

Формирование динамических представлений при правильно организованном обучении способствует совершенствованию аналитико-синтетической деятельности детей, развивает наблюдательность, умение прогнозировать процесс.

Проведенная работа позволила выявить условия, при которых достигается наибольший эффект в умственном воспитании дошкольников при ознакомлении с изменениями в природе. Это регулярные (с определенными интервалами) наблюдения с фиксацией результатов в календаре; периодические обсуждения итогов наблюдений, ретроспективные и перспективные вопросы, позволяющие строить цепочку последовательных событий.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Информация по педагогике:

Методики психолого-педагогического обследования дошкольников
Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; для детей от 4 лет. Стимульный материал: картина с изображением бо ...

Социально-психологические особенности девиантных подростков
Для решения проблем подростков и оказания им помощи необходимо знать психологические особенности подростков нашего времени. При построении профилактической работы с детьми необходимо исходить из положения о том, что эффективность любого воздействия – социального, психологического или педагогическог ...

Цели дистанционного обучения
Авторы статей выделяют следующие цели дистанционного обучения: 1. профессиональная подготовка и переподго­товка кадров; 2. повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям; 3. подготовка школьников по отдельным учеб­ным предметам к сдаче экзаменов экстерном; 4. подготовка ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru