Методика проведения дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста с умственно отсталыми детьми

Образование и педагогика » Дидактические игры как средство развития экологических знаний о живой природе у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью » Методика проведения дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста с умственно отсталыми детьми

Страница 8

Используя прием сравнения, дети учатся выделять в воспринимаемом объекте те свойства и качества, которые претерпели изменения (иногда даже малозаметные). Это в свою очередь требует достаточно тонкого анализа, устойчивого произвольного внимания, познавательного интереса.

Наблюдение предполагает обследование предмета с помощью органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Необходимо также обращаться к личному опыту ребенка, добиваться от него эстетических переживаний, проявления глубоких, искренних чувств (удивление, восторг, обеспокоенность и т.д.).

Исследователи считают важным и использование опосредованных методов, которые позволяют фиксировать этапы развития, ставить перед детьми задачи, стимулирующие дальнейшие поиски закономерностей развития. С этой целью используются картины, игрушки, модели, схемы, рисунки, заполнение календарей. Наблюдения сопровождаются также введением игровых приемов, чтением художественных произведений, использованием пословиц, загадок, народных примет.

Обобщение накопленного опыта осуществляется в беседах (как на занятиях, так и в повседневной жизни). Они позволяют уточнить знания детей, выявить, насколько осознанно воспринимают дошкольники процесс развития живого организма, и наметить пути дальнейшего формирования их представлений.

Интересен опыт Т.В. Христовской. Она ставила перед детьми задачу прогнозировать будущие изменения в развитии растений. Ребенок должен был выразить свои предположения в речи, сделать зарисовку. Рисунками в календаре отражалось состояние растения, которое наблюдали, а также изменения, которые в нем будут происходить. В последующем наблюдении дети могли сравнить рисунки и убедиться, насколько оправдывается их прогноз. Это позволяло выявлять ошибки предвидения и более точно определять ход развития растения.

Автор установил, что прогнозирование в рисунках лучше проводить в начальные периоды развития (на этапе прорастания семени, роста молодого растения). Обильное нарастание зеленной массы усложняет создание прогнозирующих рисунков.

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Результаты исследований показали, что при организованном, целенаправленном, систематическом обучении дети усваивают знания о закономерных изменениях в природе. Эти знания становятся важным фактором их умственного воспитания. Формируются отчетливые представления о закономерности изменений природных объектов, о протяженности этих процессов во времени, о том, что рост и развитие связаны с морфо-функциональными и поведенческими изменениями. Дети понимают специфическую взаимосвязь растущего, развивающегося живого существа и факторов внешней среды, обеспечивающих его выживание.

Формирование динамических представлений при правильно организованном обучении способствует совершенствованию аналитико-синтетической деятельности детей, развивает наблюдательность, умение прогнозировать процесс.

Проведенная работа позволила выявить условия, при которых достигается наибольший эффект в умственном воспитании дошкольников при ознакомлении с изменениями в природе. Это регулярные (с определенными интервалами) наблюдения с фиксацией результатов в календаре; периодические обсуждения итогов наблюдений, ретроспективные и перспективные вопросы, позволяющие строить цепочку последовательных событий.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Информация по педагогике:

Коррекция речевого развития в работе с дошкольниками с РДА
Психологическая диагностика аутичных детей ни в коей мере, не должна сводиться к оценке умственных способностей: «Данные об интеллектуальном развитии должны быть рассмотрены, только в контексте особенностей его общего психического развития. В центре внимания должны находиться интересы ребенка, уров ...

«Возможные миры». Идеология НооГен
НооГен – педагогическая (образовательная) технология, по форме основанная на разработанных Г.П. Щедровицким организационно – деятельностных играх (ОДИ), а в качестве содержания, использующая решение задач на онтологическое моделирование. Педагогическая группа НооГен возникла в 1988 году в рамках Кр ...

Компетентность как новый образовательный результат
В предыдущем параграфе мы пришли к следующим выводам: во-первых, социальный контекст подросткового возраста крайне сложен и противоречив, во-вторых, несмотря на то, что контекстом подросткового возраста является личностное самоопределение, главные идентификационные потребности современных подростко ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru