Методика проведения дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста с умственно отсталыми детьми

Образование и педагогика » Дидактические игры как средство развития экологических знаний о живой природе у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью » Методика проведения дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста с умственно отсталыми детьми

Страница 7

При отсутствии целенаправленного обучения у ребенка формируются представления о росте и развитии по аналогии с собой. Свои собственные впечатления о том, когда он был маленьким, как подрастал, как о нем заботились взрослые, он переносит на процесс развития животных, на поведение самки и самца по отношению к детенышу. В рассуждениях детей много антропоморфизма, на животных переносятся чисто человеческие поведенческие проявления.

Результаты исследований показывают, что в стихийном опыте у дошкольников не формируются полные, четкие представления о развитии. У большинства детей преобладают статичность образов, стремление к описанию не всего процесса, а отдельных, наиболее запоминающихся стадий развития, когда дети фиксируют контрастные признаки внешнего вида или поведения.

Для образования у дошкольников полноценных динамических представлений о росте и развитии животных и растений необходимо целенаправленное обучение с использованием различных методов и средств, активизирующих познавательную активность ребенка и предоставляющих возможность осознания сложных биологических закономерностей процесса роста и развития (изменения морфо-функциональных характеристик во времени).

Чтобы раскрыть педагогические условия, необходимые для формирования у детей представлений о росте и развитии живых организмов, о факторах, влияющих на эти процессы, следует остановиться на организации природной среды в дошкольных учреждениях. Прежде всего надо показать возможность уголка природы и участка как лаборатории для изучения живых организмов (в том числе их роста и развития), уточнить, на каких представителях животного и растительного мира лучше всего формировать динамические представления.

Основу таких представлений должны составлять знания о закономерностях развития живых существ, о необходимых факторах, обеспечивающих этот процесс, о взаимосвязи организма со средой.

Далее следует выделить эффективные средства и методы обучения дошкольников.

С.Н. Николаева, Т.Н. Дружинина, Т.В. Христовская, Л.С. Игнаткина доказывают, что представления о росте и развитии успешно формируются в процессе систематических наблюдений. А это означает, что в дошкольных учреждениях должны быть созданы условия для выращивания растений и животных. Только в этом случае появляется возможность сочетать целенаправленное наблюдение с практической деятельностью детей по уходу за развивающимися организмами. Проведение цикла кратковременных наблюдений позволяет ребенку увидеть изменения в привычном, знакомом.

Развитие животных и растений, несмотря на наличие общих проявлений, во многом различно.

Так, наблюдая развитие животных, надо обращать внимание ребенка на внешний вид взрослой особи перед рождением потомства (если такие изменения очевидны), на внешний вид только что родившегося животного и его изменения по мере взросления. Особый интерес для дошкольников представляет поведение взрослого животного и детеныша (особенности игры). Надо выделить роль человека в создании условий для развития.

Наблюдения за развитием растений включают: проращивание семян или подготовку растения к вегетативному размножению, наблюдения за ростом и появлением новых органов (листьев, цветков, плодов), создание специальных условий, необходимых для развития (обеспечение дифференцированных потребностей во влаге, свете, тепле, почве).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Информация по педагогике:

Биотехнологические процессы в пищевой промышленности
Молочные продукты В пищевой промышленности для получения молочных продуктов применяют, главным образом, ферментацию. В сквашивании молока обычно принимают участие стрептококки и молочнокислые бактерии; лактоза при этом превращается в молочную кислоту. Путем использования иных реакций, которые сопут ...

Эмоциональное влияние на психику человека
Эмоции человека - важнейшая часть его психики. Сопровождая практически любые проявления активности, эмоции служат одним из главных регуляторов психической деятельности и поведения. Они развиваются в процессе эволюции от простейшего реагирования простейших существ на раздражители к так называемым вы ...

Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе
Основной формой воздействия на ребенка в специальных до­школьных учреждениях являются организованные занятия, в кото­рых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями, которые составляют педа­гогический коллектив группы. Содержание занятий определяется ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru