Уровень развития способностей как один из основных критериев дифференциации

Образование и педагогика » Психологические основы дифференцированного обучения » Уровень развития способностей как один из основных критериев дифференциации

Страница 3

Таким образом, одним из оснований дифференциации учащихся являются их способности. В соответствии с этим осуществляется дифференциация по способностям и по неспособностям. Возможность дифференциации учащихся по способностям определяется наличием у них разных способностей, а необходимость такой дифференциации определяется задачей создания оптимальных условий для развития способностей. При дифференциации по способностям учащиеся распределяются по группам в зависимости либо от их общих способностей, либо от частных. В первом случае учитывается успеваемость учащихся за предыдущие годы, и они объединяются в классы с высоким средним баллом, менее высоким и т.д. Во втором случае учащиеся объединяются по способности к изучению определённых групп предметов или отдельных предметов.

Цель дифференциации по неспособностям – объединение учащихся, слабо успевающим по тем или иным предметам, в классы, в которых эти предметы либо не изучаются, либо изучаются на пониженном уровне, либо осуществляется программа, предусматривающая выравнивание детей ("классы выравнивания").

4. Учёт уровня развития высших психических функций при дифферен-циации обучения.

Как уже было сказано, на способность к учению (обучаемость) влияют так же особенности психики учащихся: эмоции, черты характера, темперамент, воображение и творчество, а также сенсорную, перцептивную и волевую сферы развития личности учащегося. При этом нужно переходить к рассмотрению способностей в широком смысле, для чего следует уделять огромное внимание, прежде всего, изучению уровня развития высших психических функций учащегося (мышление, внимание, память). Рассмотрим основные психологические аспекты дифференциации, связанные с учётом развития свойств внимания и памяти.

Учебная внимательность – явление довольно сложное. Оно включает три главных компонента: 1) устойчивость внимания как длительность непрерывного психического процесса, необходимого для данного задания; 2) способность произвольно, по определённому алгоритму (предписанию) или по собственному замыслу переключать своё сознание с одного объекта деятельности на другой; 3) стойкость, под которой подразумевается сопротивляемость отвлекающим воздействиям посторонних стимулов.

Следует отметить, что наиболее важным компонентом внимания является его устойчивость, которая и определяет индивидуальные различия в развитии внимания. Главная причина межиндивидуальных различий в отношении устойчивости внимания – неодинаковость уровней мыслительной деятельности. У учеников, отличающихся устойчивым вниманием, мыслительный процесс характеризуется последовательностью, динамизмом, определённой напряженностью (в смысле отсутствия вялости). При таких условиях посторонние ассоциации либо вообще не актуализируются, либо, если и актуализируются, то в самом своём зародыше блокируются, в той или иной степени сознательно подавляются. Кроме того, сказывается присущая таким ученикам привычка к постоянному самоконтролю в мышлении (к так называемой рефлексии). Благодаря этому посторонние ассоциации быстро опознаются и произвольно вытесняются из сознания. С другой стороны, у школьников, чья учебная деятельность характеризуется низкой устойчивостью внимания, описанные факторы развиты недостаточно или вообще отсутствуют. Так, учащиеся, мышление которых лишено чёткости и динамичности, протекает медленно и вяло, склонны к актуализации и удерживанию в сознании большого количества посторонних ассоциаций, бесплодность и вредность которых они часто не осознают. В результате внимание этих детей очень быстро отключается от непосредственной цели учебной работы, затем всё более отдаляется от неё, долго не возвращаясь к своему исходному пункту. Эту особенность внимания таких детей необходимо учитывать при индивидуализации обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по педагогике:

Психолого-лингвистические приемы обучению иноязычных текстов лингвострановедческого содержания
Чтение входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности человека и обеспечивает в ней одну из форм - письменную — вербального (словесного) общения. В современной жизни чтению принадлежит исключительно важная роль, так как оно открывает специалисту доступ к ведущим на сегодняшний день источни ...

Характеристика стилей межличностного общения. Педагогическое общение
Индивидуальное своеобразие педагога, его неповторимость определяют стилевые особенности деятельности, которые связываются с конкретными способами ее осуществления. Каждый педагог склонен максимально использовать свои индивидуальные особенности, обеспечивающие успех в деятельности, и преодолевать те ...

Исследование и познавательных интересов обучающихся на уроках истории
Я исследовала познавательные интересы 7 класса. Были использованы следующие методы: анкетирование, сочинения обучающихся. Анкетирование Вопросы: Что такое история? Нужно ли изучать историю? Интересно ли тебе изучать историю Отечества? Недостатком анкетирования явилось то, что оно не помогло зафикси ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru