Ещё одна высшая психическая функция – память, – так же, как и другие умственные способности и умения, характеризуется значительными индивидуальными различиями. В некоторых видах мнемической деятельности их диапазон достигает 1: 15. Это означает, что если показатели наиболее слабого (в отношении памяти) ученика принять за единицу, то мнемическую мощность самого сильного нужно будет оценить в 15 единиц. Для того, чтобы лучше понять природу этих различий, рассмотрим типы памяти.
Под типом памяти понимают вид восприятия, через которое человек наилучшим образом запоминает информацию. В связи с этим выделяют четыре типа памяти: 1) зрительный (запоминают лучше всего внешний вид разнообразных объектов, в том числе печатные тексты; отвечая, ученик как бы прочитывает отдельные фрагменты заданного текста); 2) слуховой (быстро и без особых усилий закрепляют в памяти то, что было воспринято ими с помощью слуха: лекционный материал, прочитанный вслух текст учебника и т.д.; запоминается не столько смысл услышанного, сколько слуховые образы слов); 3) кинестетический (хорошо запоминают правописание отдельных слов в результате их переписывания; слова запоминаются через запоминание движений органов речи); 4) смешанный.
Таким образом, легко убедиться, что учитель должен знать особенности памяти своих учеников. При этом следует также обращать внимание на то, какой мощностью обладает у данного индивида память на дискретные, хотя и однородные объекты, и отдельно – на связный материал фактологического характера.
5. Влияние мотивации и познавательного интереса на дифферен-циацию обучения.
Ещё одним важнейшим фактором, влияющим на успешность учебной деятельности, является учебная мотивация, которая определяется как "направленность учащегося к различным сторонам учебной деятельности" [2, цит. по Марковой]. Отсюда вытекает необходимость учёта индивидуальных особенностей учащихся в сфере мотивации.
Вообще все мотивы подразделяются на две большие группы: познавательные и социальные. Среди познавательных мотивов самым действенным является познавательный интерес. В толковании Г.И. Щукиной в самом общем определении познавательный интерес выступает как "избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека, обладающего познавательным интересом, углубляться в сущность познания, а не быть на поверхности явлений".
Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление. Следует сказать, что познавательный интерес фигурирует среди других мотивов учения школьника как мотив, которому отдаётся предпочтение. Кроме того, особенностью познавательного интереса как мотива учения является также то, что он раньше и более ясно, чем другие мотивы, осознаётся школьником. Будучи сильным мотивом учения, создавая "внутреннюю среду", существенно меняет саму деятельность, влияет на её характер, протекание и результаты.
Сущность познавательного интереса, по мнению Г.И. Щукиной, заключается в "стремлении школьника проникнуть в познаваемую область более глубоко и основательно, в постоянном побуждении заниматься предметом своего интереса". Автор показывает, что познавательный интерес может быть средством обучения, выступать в качестве мотива, и на более высоком уровне он становится свойством личности, т.е. переходит в эмоционально-познавательную направленность личности.
Информация по педагогике:
Методы дистанционного
университетского образования
Важным интегрированным фактором типологии дистанционных университетов является совокупность используемых в учебном процессе педагогических методов и приемов. Выбрав в качестве критерия способ коммуникации преподавателей и обучаемых, эти методы (приемы) можно классифицировать следующим образом: Мето ...
Религиозные принципы
В Дагестане существовала народная система образования и воспитания, которая носила исламский религиозный характер, гибко, с учетом сложившихся народных обычаев, адаптировалась в каждом селе. Распространением грамотности среди народа занималась мечеть. Религиозное образование ставилось превыше всего ...
Формы организации учебного процесса, направленного на
формирование универсальных учебных действий
Начало обучения в школе вводит ребенка в новый незнакомый для него мир – мир науки, в котором существуют свои язык, правила и законы. Часто в процессе обучения учитель знакомит ребенка с понятиями, научными объектами, но не создает условий для осмысления закономерностей их связывающих. Осмысление т ...
Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.