Уровень развития способностей как один из основных критериев дифференциации

Образование и педагогика » Психологические основы дифференцированного обучения » Уровень развития способностей как один из основных критериев дифференциации

Страница 4

Ещё одна высшая психическая функция – память, – так же, как и другие умственные способности и умения, характеризуется значительными индивидуальными различиями. В некоторых видах мнемической деятельности их диапазон достигает 1: 15. Это означает, что если показатели наиболее слабого (в отношении памяти) ученика принять за единицу, то мнемическую мощность самого сильного нужно будет оценить в 15 единиц. Для того, чтобы лучше понять природу этих различий, рассмотрим типы памяти.

Под типом памяти понимают вид восприятия, через которое человек наилучшим образом запоминает информацию. В связи с этим выделяют четыре типа памяти: 1) зрительный (запоминают лучше всего внешний вид разнообразных объектов, в том числе печатные тексты; отвечая, ученик как бы прочитывает отдельные фрагменты заданного текста); 2) слуховой (быстро и без особых усилий закрепляют в памяти то, что было воспринято ими с помощью слуха: лекционный материал, прочитанный вслух текст учебника и т.д.; запоминается не столько смысл услышанного, сколько слуховые образы слов); 3) кинестетический (хорошо запоминают правописание отдельных слов в результате их переписывания; слова запоминаются через запоминание движений органов речи); 4) смешанный.

Таким образом, легко убедиться, что учитель должен знать особенности памяти своих учеников. При этом следует также обращать внимание на то, какой мощностью обладает у данного индивида память на дискретные, хотя и однородные объекты, и отдельно – на связный материал фактологического характера.

5. Влияние мотивации и познавательного интереса на дифферен-циацию обучения.

Ещё одним важнейшим фактором, влияющим на успешность учебной деятельности, является учебная мотивация, которая определяется как "направленность учащегося к различным сторонам учебной деятельности" [2, цит. по Марковой]. Отсюда вытекает необходимость учёта индивидуальных особенностей учащихся в сфере мотивации.

Вообще все мотивы подразделяются на две большие группы: познавательные и социальные. Среди познавательных мотивов самым действенным является познавательный интерес. В толковании Г.И. Щукиной в самом общем определении познавательный интерес выступает как "избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека, обладающего познавательным интересом, углубляться в сущность познания, а не быть на поверхности явлений".

Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление. Следует сказать, что познавательный интерес фигурирует среди других мотивов учения школьника как мотив, которому отдаётся предпочтение. Кроме того, особенностью познавательного интереса как мотива учения является также то, что он раньше и более ясно, чем другие мотивы, осознаётся школьником. Будучи сильным мотивом учения, создавая "внутреннюю среду", существенно меняет саму деятельность, влияет на её характер, протекание и результаты.

Сущность познавательного интереса, по мнению Г.И. Щукиной, заключается в "стремлении школьника проникнуть в познаваемую область более глубоко и основательно, в постоянном побуждении заниматься предметом своего интереса". Автор показывает, что познавательный интерес может быть средством обучения, выступать в качестве мотива, и на более высоком уровне он становится свойством личности, т.е. переходит в эмоционально-познавательную направленность личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по педагогике:

Изучение понятия «ценность» в теории физкультурного образования
На рубеже второго тысячелетия для развития теории физической культуры и ее специфического направления – теории физкультурного образования – возникла необходимость создания новой методологической базы, основанной на разработке ценностно-гуманистических, интегративных аспектов физкультурной деятельно ...

Ключевая компетентность
Говоря о образовательных результатах можно отметить не только сформировавшиеся совокупности знаний, умений и навыков, но так же можно говорить о измененных физиологических и психологических новообразованиях организма, таких как психологическая устойчивость к раздражителям из вне, скорость интерпрет ...

«Возможные миры». Идеология НооГен
НооГен – педагогическая (образовательная) технология, по форме основанная на разработанных Г.П. Щедровицким организационно – деятельностных играх (ОДИ), а в качестве содержания, использующая решение задач на онтологическое моделирование. Педагогическая группа НооГен возникла в 1988 году в рамках Кр ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru