Социально-педагогические технологии профессиональной ориентации старшеклассников

Образование и педагогика » Роль менеджмента в социально-педагогической работе » Социально-педагогические технологии профессиональной ориентации старшеклассников

Страница 2

В-третьих, деятельность психолога сводится к проведению тестирования учащихся для выявления их профессиональных склонностей и интересов, что является недостаточным для успешного профессионального самоопределения школьников, которое предполагает в первую очередь готовность к построению и реализации жизненных, личностных и профессиональных перспектив и представляет собой сложноорганизованную и комплексную деятельность. Поэтому и помощь специалистов в процессе профессионального самоопределения учащихся должна иметь комплексный социально-педагогический характер.

Это обусловливает необходимость определения сущности, структуры и содержания социально-педагогической деятельности специалистов, оказывающих помощь старшеклассникам на этапе выбора профессии, поиска новых подходов к решению проблем, возникающих у них в период формирования профессиональных намерений, требует разработки новых форм и технологий профессиональной ориентации школьников, которые обеспечивали бы эффективное социально-педагогическое руководство в их профессиональном самоопределении.

Проблемы профессионального самоопределения всесторонне изучены в исследованиях Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова и др. Ими выявлено, что сущность профессионального самоопределения заключается в самостоятельном и осознанном нахождении смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.

Целью профессионального самоопределения является постепенное формирование у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Достижение данной цели предполагает взаимодействие двух сторон — самоопределяющегося субъекта и субъекта, направляющего, формирующего готовность и способность к адекватному выбору на любом этапе жизненного пути.

Содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения предполагает: наличие ценностно-нравственной основы самоопределения; знание о выбираемых целях; представление об основных внешних препятствиях на пути к выделенным целям; знание путей и способов преодоления внешних и внутренних препятствий.

Личный профессиональный план представляет собой основу для самоопределяющейся личности, позволяет выделять особенности профессионального самоопределения, а также дает возможность определять содержание деятельности специалистов, оказывающих помощь учащимся в процессе профессионального самоопределения.

Таким образом, успешное решение проблем профессионального самоопределения учащихся предполагает сформированность у школьника:

– внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (адекватный выбор жизненного пути, в том числе профессионального);

– готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности (мотивация к избранной деятельности).

Это способствует адекватному выбору профессии обучающимися, их устойчивой мотивации к избранной профессиональной деятельности и повышению качества профильной допрофессио-нальной подготовки, что, в свою очередь, должно обеспечивать в последующем успешную адаптацию молодых специалистов в профессиональной среде.

Поскольку профессиональное самоопределение является слож-ноорганизованной комплексной деятельностью, предполагающей взаимодействие самоопределяющегося субъекта и субъекта, направляющего его, успешное решение проблем профессионального самоопределения зависит от того, как будет организована помощь учащимся в период формирования у них профессиональных намерений, каково ее содержание.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Психологические проблемы соматически больных детей
Изучение психологических и психических особенностей соматически больных детей остается одним из актуальных направлений отечественной психологии, оно связано с отсутствием положительной динамики в вопросах улучшения здоровья детей. Уже к 2004 году государственные статистические данные показывали сни ...

Площадь криволинейной трапеции
Криволинейной называется трапеция, одна из боковых сторон которой – отрезок кривой. Нахождение площади криволинейной трапеции рассматривается в школе как одно из применений интеграла. При рассмотрении геометрического смысла интеграла [4] в 11 классе в учебнике так и говорится: «Коротко об интеграле ...

H.К. Крупская о содержании образования
Крупская считала, что задачам коммунистического воспитания должно быть подчинено преподавание каждого предмета и все содержание учебно-воспитательной работы в школе. «Надо дать марксистское понятие окружающего, не говоря никаких больших слов», надо «создать программу, в которой может быть и не упот ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru