нормативно-правовую базу;
материальные ресурсы.
Субъекты деятельности по оказанию помощи учащимся в профессиональном самоопределении применяют различные методы:
педагогические методы — словесные, наглядные, практические; методы формирования сознания личности (беседы, диспуты, лекции, метод примера); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание);
социально-психологические методы — методы исследования (методы сбора информации, методы диагностики, методы обработки и интерпретации); методы воздействия (методы коррекции и терапии; мотивирования и управления; обучения и развития; конструирования и творчества).
Модель социально-педагогической деятельности в профессиональном самоопределении. На основе анализа теории и практики профессионального самоопределения, теории социально-педагогической деятельности, а также практического опыта по организации работы профильных классов в общеобразовательных учреждениях может быть разработана модель социально-педагогической деятельности в профессиональном самоопределении учащихся. Ее основными компонентами являются:
образовательный, реализуемый в обучении и воспитании учащихся и предполагающий сформированность у учащихся социальных знаний — об особенностях выбранной профессии, о психологических особенностях личности профессионала, об особенностях профессиональной среды и общения в ней; специальных умений — коммуникативных, организаторских, аналитических, прогностических; специальных навыков бесконфликтного общения, организации пространства, рефлексии, самоанализа. Важным в данном процессе является формирование ценностного отношения к выбранной профессии, осознание учащимися ценности данного труда и профессиональной ответственности за результаты своей деятельности;
психологический, направленный на психодиагностику индивидуальных особенностей личности для выявления и развития профессионально значимых" и психокоррекции профессионально нежелательных качеств личности. Реализация психологического компонента предполагает также психологическое консультирование по результатам исследования и психологическое просвещение учащихся, их родителей и учителей;
посреднический, предполагающий организацию совместной деятельности учащихся, учителей, родителей с целью соотнесения профессиональных планов учащихся с ожиданиями их родителей; координацию их усилий для реализации личной профессиональной перспективы учащихся; информирование учащихся и родителей по вопросам, связанным с выбором будущей профессии. Реализуется данный компонент через организацию и проведение педагогических советов, психолого-педагогических консилиумов, родительских групп и родительских собраний.
Для достижения успешной профессионально-ролевой адаптации необходимо также стимулировать интерес обучающихся к самопознанию, самоанализу; активизировать их внутренний потенциал для осмысления себя в окружающем мире, в том числе в мире профессий, для освоения путей и способов самосовершенствования.
В совокупности все мероприятия, проводимые с учащимися, должны способствовать формированию у них готовности к адекватному выбору профессии, устойчивой мотивации к выбранной профессиональной деятельности, и, как следствие, повышать уровень адаптации обучающихся и в социуме, и в профессиональной среде [Ковалева].
Психологическая помощь, направленная на профилактику профессионально-ролевой дезадаптации будущих специалистов, может осуществляться через систему психопрофилактических мероприятий, таких как:
диагностика индивидуально-психологических особенностей личностного развития учащихся с целью выявления профессионально важных и профессионально нежелательных качеств;
выявление симптомокомплексов качеств личности, имеющих тенденцию преобразования в профессиональные деформации, с целью определения конкретного направления, приемов и методов профилактической работы;
Информация по педагогике:
Восприятие и сравнение множеств в средней и старшей группе
Восприятие и сравнение множеств в средней группе Основное внимание уделяют упражнениям в сравнении численностей двух множеств (групп). Детей учат выяснять, в какой из двух групп больше (меньше) предметов или их поровну. Воспитатель напоминает им способы практического сопоставления групп: наложения ...
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студент, освоивший программу первого уровня должен знать: ‑ Основные законы электротехники. ‑ Основные типы электрических машин и трансформаторов и особенности их применения. ‑ Основные типы и области применения электронных приборов и устройств. ум ...
Как родители должны поддерживать выпускника в экзаменационную пору
Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки. В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная ре ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.