Социально-педагогические технологии работы с неблагополучной семьей

Образование и педагогика » Роль менеджмента в социально-педагогической работе » Социально-педагогические технологии работы с неблагополучной семьей

Страница 4

Определить, есть ли проблема физических наказаний в семье (если родители скрывают ее наличие), можно по состоянию ребенка.

Оценка физического, эмоционального и психического развития детей происходит по следующим критериям (Д. Г. Барнз):

1)отсутствие привязанности или сильное искажение связей такого рода;

2)серьезное отклонение в восприятии семьи как надежной базы, на основе которой дети могут приобретать новый опыт;

3)отсутствие или сильное искажение родительских моделей, которые ребенок имитирует и на которых формируется идентификация;

4)наличие дисфункциональных стилей борьбы со стрессом (агрессивность);

5)полное или частичное отсутствие взаимопонимания между родителями;

6)отсутствие необходимого или соответствующего возрасту жизненного опыта (теплота, игра, беседа);

7) отсутствие или избыток дисциплинарных методов.

Реабилитационный уровень. Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация — это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.

Цикл социально-педагогической помощи семьям, использующим физические наказания детей, включает в себя все компоненты помощи:

знакомство, оценка проблемы;

планирование работы;

выполнение намеченных действий;

подведение результатов.

Фазы цикла помощи имеют перекрывающий, кольцевой характер, так как взаимодействие с клиентом будет продолжаться до тех пор, пока не будут достигнуты цели.

Важно планировать стратегию помощи для семьи в целом, поскольку, если помощь будет оказываться только ребенку, это может навлечь на него дополнительную опасность.

Реабилитационный уровень состоит из трех подуровней — индивидуального, группового и общинного.

На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используются несколько технологий:

Консультирование — процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.

Это попытка одного человека улучшить ситуацию другого, при этом непосредственно не руководя другим. Консультирование отличается от обучения тем, что значение имеют не столько знания консультанта, сколько его отношение к сложившейся проблеме, влияние его личности.

Методы, приемы консультирования:

– беседа;

– включенное наблюдение;

– убеждение;

– одобрение или осуждение — находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать;

– прием активного слушания;

– прием парафразирования, проверка правильности высказываний другого человека при помощи повторения его идей другими словами. Может быть вопрос или пример (хорошо учится — на пятерки или хотя бы на тройки) через противоположное утверждение;

– использование ключевых фраз клиента с целью перейти на язык клиента (кинестет, аудит);

– прием конфронтации. Конфронтация заключается в том, чтобы показать клиенту противоречие в его суждениях, другие точки зрения. Прием конфронтации опасен тем, что может привести к конфликту, глубокому неудовлетворению и разрыву. Но этот прием можно использовать для создания условий качественного роста клиента, вскрытия его противоречий;

– прием Я-послания. Это высказывание специалиста о собственном эмоциональном переживании, дискомфорте, который вызван действиями или позицией клиента. Этим посланием социальный педагог пытается найти отклик у клиента: «Я чувствую себя плохо оттого, что вы стучите по столу»;

– метод легенд — способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации.

Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника — телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.

Этапы телефонного консультирования:

– приветствие, знакомство;

– принятие — профессионал показывает, что он готов принять информацию («Внимательно слушаю», «Хорошо, что позвонили» и т.п.);

– предложение своей помощи;

– исследование проблемы клиента (что, где, когда). Если проблема не ясна, перейти к следующему этапу;

– выяснение, какую помощь хотел бы получить клиент;

– поиск согласия;

– подведение итогов, совместный план действий;

– расставание, выражение благодарности за звонок.

Метод «письмо-обращение». Средство общения через лист бумаги, с отсроченной обратной связью или без нее.

Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство (удовлетворение каких-либо потребностей клиента); защита прав клиента. Письмо-поздравление, поддержка клиента.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Ребенок и школа
Дьюи — яркий представитель гуманистического направления в педагогике. Для него характерно любовно-уважительное отношение к детям. Жизнь ребенка «с ее потребностями не менее ценна, чем жизнь взрослого». Ребенку принадлежит право наслаждаться детством, утверждал Дьюи, и в школе он должен жить полноце ...

Основные понятия оздоровительной направленности физического воспитания дошкольников
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся ...

Задачи и содержание умственного развития
В процессе воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха осуществляется их разностороннее развитие. Важность правильно организованного обучения для развития ребенка подчеркивают многие психологи и педагоги. При этом Л.С. Выготский особо акцентировал внимание на умственном развитии в процес ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru