Социально-педагогические технологии работы с неблагополучной семьей

Образование и педагогика » Роль менеджмента в социально-педагогической работе » Социально-педагогические технологии работы с неблагополучной семьей

Страница 3

объективность в сборе фактов и их интерпретации. Необъективность может привести к якорному (дотошное исследование, но в каждом новом факте социальный педагог видит подтверждение сложившегося стереотипа) или замковому (из-за стереотипов наклеивается ярлык, делаются ранние необъективные выводы о семье, и социальный педагог останавливает диагностическое исследование) эффекту;

множественность источников информации;

достоверность информации;

клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов клиента).

Этические принципы.

конфиденциальность;

степень открытости — право клиента;

невмешательство в частную жизнь [Азаров].

На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы:

– наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики клиента);

– беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану);

– анкета (письменный опрос);

– тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).

Широко используются в диагностике:

а) шкальные методики. Для определения результата совместной работы семье предлагается шкала, на которой он должен отметить состояние своей проблемы до и после визита к социальному педагогу. Этот показатель можно сравнивать только с показателями этой же семьи в другой момент времени. Методика позволяет переводить качественные характеристики в количественные и может широко использоваться социальными педагогами, так как это один из немногих простых в применении и устраивающих семью способов определения эффективности работы;

б) карточные методики — набор карт с определенным смысловым содержанием (любовь, ненависть, развод, тоска). Семье дается задание расположить карточки по времени — настоящее, прошлое и будущее. Карточные методики позволяют составить общее представление об эмоциональном состоянии семьи, ее жизненной ситуации, облегчает работу с людьми, имеющими затруднения в общении (мигранты, замкнутые), оказывает успокаивающее действие;

в) проективные методики — разновидность тестов, нацеленных на определение неосознаваемых клиентом состояний (бессознательное влечение, скрытая агрессия, переживание);

г) ассоциативные проективные методики, построенные на словесных ассоциациях, системе незаконченных предложений;

д) экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок семьи, рисунок себя в виде растения, животного). Они позволяют сравнивать результаты работы с клиентом;

е) анализ документации. Контент-анализ (выборочный, содержательный). Изучение документов — важная часть работы социального педагога, который является составителем многих документов, необходимых для дальнейшей работы с семьей, в помощь другим специалистам, правоохранительным органам, для отчетности, для защиты своих интересов;

ж) метод социальных биографий — сбор информации об истории жизни человека и его семьи. Исследуются личные беседы, опросы родственников, переписка, семейные альбомы, прием генограммы семьи. Этот метод используется в работе с теми клиентами, проблемы которых берут начало в семье, традициях.

При постановке диагноза, обработке информации удобно использовать таблицы. Это помогает систематизировать материал, сделать вывод.

Таблица

Точка зрения подростка

Точка зрения семьи

Точка зрения другого специалиста

Собственное мнение

Личность подростка

Проблема

Потребность

Слабые стороны и др.

В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребенком.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Значение внеклассной работы по математике как средства развития познавательного интереса
Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания. По отношению к математике всегда имеются некоторые категории учащихся, проявляющие повышенный интерес к ней; занимающиес ...

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы по математике
Работа состоит из трех модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». В модули «Алгебра» и «Геометрия» входит две части, соответствующие проверке на базовом и повышенном уровнях, в модуль «Реальная математика» - одна часть, соответствующая проверке на базовом уровне. При проверке базовой м ...

Личность педагога профессионального обучения
Сущность профессионально-педагогической деятельности В последнее десятилетие в педагогической науке наметилась тенденция культурологического анализа педагогической реальности. Анализ профессионально-педагогической культуры, работ культурологов свидетельствует о двух основных направлениях исследован ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru