Жизненный успех личности как психолого-педагогическая проблема

Образование и педагогика » Самообразование личности как фактор достижения жизненного успеха » Жизненный успех личности как психолого-педагогическая проблема

Страница 1

Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, адекватность усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, саморазвитие и самореализация его в обществе всегда и везде входила в орбиту размышлений философов, социологов, психологов, ученых, писателей.

Проблема личности напрямую связана с проблемой ее жизненного пути, с умением достигать поставленных целей, а также с проблемой поиска средств с помощью которых личность добивается жизненного успеха.

Проблема жизненного пути была поставлена Ш. Бюлер, но исследована позднее в ряде работ общественных психологов.

Осознание необходимости обсуждения проблемы жизненного пути возникло вслед за изменением представлений о человеке в целом и о личности в частности. Личность стала рассматриваться двояко: и как объект, и как субъект жизни.

Как объект жизненного процесса личность подвергается воздействию условий, событий жизни, находится под влиянием социальных отношений, культурных традиций и нравственных законов.

Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует.

Свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление. Обсуждение проблемы жизненного пути личности ведется с помощью целого ряда понятий. Дадим определение этих понятий:

Жизненный путь – процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирования устойчивой и одновременно пластичной структуры личности.

Стратегия жизни – способ организации жизненного процесса. Жизненная цель – представление об основных результатах или событиях, которые должны произойти в жизни, интегрирующие все частные события и оправдывающие человеческое существование. Жизненная перспектива – совокупность обстоятельств и условий жизни, которые обеспечивают эффективность личностного роста. Личностная перспектива – готовность к будущему и настоящему. Жизненные задачи – реализация жизненной цели в реально происходящих жизненных событиях. Пространство и время жизни – пространство как свойство протяженности жизненного процесса; время – как свойство его регуляции. Инициатива – своевременная формулировка жизненных задач и включенность личности в процессе их выполнения.

Ответственность – умение принимать жизненно важные решения и обеспечивать контроль за их выполнением.

Стиль жизни – уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов приспособления к реальности, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство его поведения.

Структурным воплощением жизненного процесса и его позитивной части – жизненной перспективы – становится жизненный план, который представляет собой стратегию жизни.

Совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий. Существуют два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью ее планирования и сценарного воплощения.

Первый подход, представленный работами отечественных авторов

(С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует жизненный процесс. Подчеркивается роль родителей в формировании представлений ребенка о целях и структуре жизненного пути. По выражению С.Л. Рубинштейна, человек сам определяет свое отношение к жизни, гармонично или дисгармонично связывает между собой трагедию, драму и комедию. Он полагает, что только определенные соотношения этих мировоззренческих чувств этически оправданы, приемлемы, закономерны как выражение отношения человека к типичным ситуациям жизни.

Второй подход (А. Адлер, К. Роджерс, Э. Берн и др.) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно этим концепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни – как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространство личности.

На выбор жизненного сценария влияет целый ряд факторов, которые обсуждаются в рамках этого подхода. Такими факторами являются: порядок рождения ребенка в семье, влияние родителей (их действий, оценок, эмоциональной поддержки или деривации и др.), влияние дедушек и бабушек, принятие ребенком своего имени и фамилии, случайные экстремальные события и др. Жизненный план формируется на основе ранних жизненных событий, впечатлений, которые соотносятся с каким-либо знакомым ребенку сценарием, заимствованным из сказок, рассказов, историй, мифов, картин. Сценарий запускается в детском возрасте. В подростковый период он проходит стадию доработки, приобретает определенную структуру. Позднее он используется взрослым человеком для структурирования жизненного пространства оптимального взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования ближайшего и отдаленного будущего.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по педагогике:

Система упражнений в организации обучения чтению текстов лингвострановедческого содержания и этапы работы с ними
В методике преподавания иностранного языка получила распространение идея обучения иноязычной культуре на основе концепции диалога культур. Авторский коллектив под руководством В.ГТ. Кузовлева предпринял попытку создать УМК, который через систему познавательных, учебных, развивающих и воспитательных ...

Старшеклассники, не прошедшие итоговых экзаменов, смогут остаться на второй год
Министерство образования и науки (Минобрнауки) намерено предоставить школьникам, получившим на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, возможность остаться на повторное обучение. Как сообщили в пресс-службе ведомства, министерство разработало соответствующий проект ведо ...

Разработка методики технологии обработки плечевого изделия при изучении раздела «Технология обработки ткани»
При изучении раздела «Культура дома, технологии обработ­ки ткани и пищевых продуктов» учителю необходимо постоянно уделять внимание экологическим вопросам, формировать у учащихся систему экологических знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их раз ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru