Жизненный успех личности как психолого-педагогическая проблема

Образование и педагогика » Самообразование личности как фактор достижения жизненного успеха » Жизненный успех личности как психолого-педагогическая проблема

Страница 2

Личность способна выбирать разные сценарии и модели поведения. Одни из них могут способствовать жизненному успеху, другие приводить к неудаче, но все они позволяют личности структурировать жизнь, задавать ей определенное направление, которое обеспечивает возможность достижения жизненной цели.

Таким образом, рассмотрев, различные подходы к понятию личности, ее реализации в жизненном пространстве и времени, мы определили, что понятие «жизненного успеха» напрямую связано с понятием «жизненного пути», «жизненными целями», «жизненным планом и сценарием».

Для нашего дальнейшего исследования методически важна трактовка личности как такого уровня развития человека, на котором его поступки детерминируются не только теми или иными внешними обстоятельствами, но ведущим оказывается опосредование внутренними условиями: мировоззрением, целевыми стратегическими установками, всем строем мотивационно-потребностной сферы, определяющей социальную, профессиональную и познавательную направленность личности. На этом уровне развития человек как бы поднимается над частными ситуациями своего повседневного бытия и, в некотором смысле, над собой –над ограниченностью своих сиюминутных побуждений знаний, умений, способностей, что позволяет ему сознательно и планомерно строить себя, строить себя как личность.

Речь идет о таком уровне внутренней детерминированной социальной активности, при котором личность оказывается в состоянии поступать независимо от частных ситуаций и обстоятельств, складывающихся в его профессиональной и социальной биографиях, творить эти обстоятельства, вырабатывать стратегию, иначе говоря о над ситуативной активности. Активность личности проявляется в процессе реализации своих возможностей, способностей и удовлетворения своих потребностей.

Результат этого процесса определяется как жизненный успех или неудача.

Говоря о жизненном успехе как результате активности личности, следует учитывать направленность активности, степень соответствия целей и результатов в реализации активности, средства достижения результата.

Американский исследователь М.Ш. Ноулз определил основные социальные сферы проявления активности личности, к которым отнес:

профессию и карьеру;

дом и семью;

развитие собственной личности;

здоровье;

коллективную жизнь;

свободное время.

В результате исследования было выяснено, что у людей разного возраста приоритеты сфер меняются.

То есть в зависимости от возраста понятие «жизненный успех» перемещается из одной сферы в другую.

Так в юношеском возрасте

17-20 лет приоритетными являются сферы: свободного времени, коллективной жизни. Успех в этих сферах связывают с возможностью поиска партнера для брака.

20-30 летние на первое место ставят профессиональную сферу и жизненный успех связан с поиском и получением хорошей работы, семейная сфера переходит на второй план, как возможность заключения брака.

30-40 летние отдавая предпочтение профессиональной сфере, успех связывают с карьерой, продвижение по службе, в этом по их мнению помогает развитие собственной личности в процессе самообразования.

40-50 летние успех в профессиональной сфере ставят в зависимости от здоровья, определяя успехи в семье во взаимосвязи с первыми двумя.

50-60 летние успех в жизни связывают в первую очередь с семьей, реализацией своих планов в отношении детей, внуков.

Люди пожилого возраста успех видят в сферах семьи, свободного времени, здоровья.

Взяв за основу данную методику определения жизненных сфер, мы провели анкетирование среди студентов ФЭиИ 1х-5х курсов дневного и заочного отделений, поставив целью определить: приоритет сфер жизнедеятельности, связанных с понятием жизненного успеха;

приоритет способов достижения жизненного успеха.

Результаты анкетирования представлены в таблице1.

Как видно, понятие жизненного успеха меняется в зависимости от возраста, как меняются и представления о способах достижения успеха.

С уверенностью можно сказать, что в большинстве своем все опрошенные связывают жизненный успех со своей активностью. Направление этой активности на самообразование меняется также с возрастом, то есть чем старше человек, тем более тесно он связывает свои успехи с развитием собственной личности, со знаниями, полученными в процессе самообразования.

Жизненный успех, как результат реализации личностью своего внутреннего потенциала зависит от самооценки личности.

Основу самооценки личности составляет система личностных смыслов индивида и принятая им система ценностей. Самооценка выполняет регуляторную и защитные функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности и неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха или неудачи, то есть уровня притязаний личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Советы руководителю школьного театра
На всех этапах подготовки спектакля необходимым условием успешности педагогического руководства детьми является определенная мера владения языком театра, его основными выразительными средствами, знакомство педагога с основами искусства режиссера. Именно методики подготовки, проработки с детьми спек ...

Профилактика девиантного поведения подростков как социальная проблема
Проблема девиантного поведения подростков – проблема многофакторная, включающая в себя целый комплекс проблем «трудных» подростков. Если проанализировать статистику, то на первом месте среди социальных проблем детства окажется проблема семьи, которая сегодня во всём мире испытывает кризис. Нравстве ...

Воспитательный потенциал медиаобразования
Начало формирования исходных концепций медиаобразования произошло на рубеже 60–70-х годов. В то время проблема «школа и СМИ» понималась однозначно и упрощенно: школа должна использовать масс-медиа для своих нужд, а средства массовой информации должны уделять внимание школе – создавать учебные фильм ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru