Позитивные аспекты когнитивизма для понимания и организации процесса обучения заключаются в придании большого значения знанию в поведении человека; в обосновании представления об обучении как о процессе овладения и преобразования информации; осознании важной роли создания внешних и внутренних условий обучения; обосновании связи новой информации и прежнего опыта человека. Благодаря работам когнитивистов процесс организации обучения стал пониматься более точно в системе координат связей информации, личного опыта обучающегося и условий обучения.
Очень существенную роль в современном понимании и организации процесса обучения сыграла и играет деятельностная психологическая теория. Ее создателями стали отечественные ученые А.Н. Леонтьев (1903-1979) и С.Л. Рубинштейн (1889-1960). Они сформировали важнейшее понятие деятельности как специфической формы общественно-исторического бытия человека, формы историко-культурного творчества, в которой наиболее полно выражается сущность человека. Они выдвинули фундаментальное положение о соединениии психической и практической деятельности человека. Наконец, они обосновали структуру деятельности: потребность – мотив – задача – средства – действия - операции.
Работы представителей деятельностной теории позволили представить процесс обучения прежде всего как деятельность обучающихся и обучающих и обосновать усиление роли обучающегося обучения.
Обучающийся в процессе обучения, организованного на принципах деятельностной теории, выполняет конкретные, формально-логические и творческие операции, предусмотренные запрограммированной и полностью детерминированной деятельностью. При этом у обучающегося достаточно высока степень осмысления деятельности обучения.
Обучающий – выступает как организатор учебной деятельности.
Но, пожалуй, наибольшее значение для понимания и организации процесса обучения, особенно для взрослых обучающихся, имели труды ученых, работающих в русле направления, известного под названием гуманистическая психология.
Основателями и ведущими представителями этого направления стали американские ученые К.Р. Роджерс (1902-1987) и А.Х. Маслоу (1908-1970).
Гуманистическая психология признает своим главным предметом человека как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное или детерминированное внешними условиями, а открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку. Основные положения этой теории сводятся в основном к следующему: человек должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан и ценен, нежели статистические обобщения; человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми, он руководствуется в своем выборе; человек – это активное, интенциональное, творческое существо.
Психологи – «гуманисты» центральную роль в поведении человека отводят мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала человеческого «Я», стремление человека организовать свой внутренний («феноминальный») мир и достичь целостности собственной личности, понять смысл ее существования («экзистенции»).
Учение в понимании психологов-гуманистов представляет собой самоуправляемое структурирование личного опыта в целях саморазвития и самореализации личности.
К. Роджерс выдвинул пять основных положений относительно обучения с точки зрения гуманистической психологии: Мы не можем непосредственно обучать другого человека, мы можем только помочь ему учиться.
Человек успешно обучается лишь в том случае, когда он воспринимает изучаемое как непосредственно связанное с поддержанием или улучшением своего «Я». Опыт, представляющийся обучающемуся несущественным по отношению к его «Я», может быть ассимилирован лишь тогда, когда существующая структура «Я» расслаблена и предрасположена воспринять его.
Опыт, который, будучи ассимилирован обучающимся, может привести к изменениям в организации личности, имеет тенденцию к искажению посредством символизации.
Структура и организация «Я» становится более ригидной в условиях угрозы.
Учебная ситуация, в наибольшей степени способствующая эффективному обучению, это такая ситуация, в которой угроза «Я» обучающегося сведена к минимуму и облегчено дифференцированное восприятия поля.
Информация по педагогике:
Методика развития речи
Задание 1. Ознакомьтесь со списком литературы по теме в учебнике М.Р.Львова, дополните его: внесите в свой список труды по теории, речи, общения, риторике, лингвистике текста, возможно - по логике, поэтике и пр. Задание 2. Ознакомьтесь с целями и приёмами работы по развитию речи на лексическом уров ...
Понятие о подвижной игре
Подвижной называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих определяются сюжетом (замыслом, темой) данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учета результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные, ...
Стимулирование как
проблема исследования
Научному изучению причин активности человека, их детерминации положили начало великие мыслители Древней Греции и Рима – Фалес, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Лукреций и другие. Разработкой проблем мотивации в зарубежной психологии занимались различные школы. Анализ литературных ист ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.