Жизненный успех личности как психолого-педагогическая проблема

Образование и педагогика » Самообразование личности как фактор достижения жизненного успеха » Жизненный успех личности как психолого-педагогическая проблема

Страница 6

Позитивные аспекты когнитивизма для понимания и организации процесса обучения заключаются в придании большого значения знанию в поведении человека; в обосновании представления об обучении как о процессе овладения и преобразования информации; осознании важной роли создания внешних и внутренних условий обучения; обосновании связи новой информации и прежнего опыта человека. Благодаря работам когнитивистов процесс организации обучения стал пониматься более точно в системе координат связей информации, личного опыта обучающегося и условий обучения.

Очень существенную роль в современном понимании и организации процесса обучения сыграла и играет деятельностная психологическая теория. Ее создателями стали отечественные ученые А.Н. Леонтьев (1903-1979) и С.Л. Рубинштейн (1889-1960). Они сформировали важнейшее понятие деятельности как специфической формы общественно-исторического бытия человека, формы историко-культурного творчества, в которой наиболее полно выражается сущность человека. Они выдвинули фундаментальное положение о соединениии психической и практической деятельности человека. Наконец, они обосновали структуру деятельности: потребность – мотив – задача – средства – действия - операции.

Работы представителей деятельностной теории позволили представить процесс обучения прежде всего как деятельность обучающихся и обучающих и обосновать усиление роли обучающегося обучения.

Обучающийся в процессе обучения, организованного на принципах деятельностной теории, выполняет конкретные, формально-логические и творческие операции, предусмотренные запрограммированной и полностью детерминированной деятельностью. При этом у обучающегося достаточно высока степень осмысления деятельности обучения.

Обучающий – выступает как организатор учебной деятельности.

Но, пожалуй, наибольшее значение для понимания и организации процесса обучения, особенно для взрослых обучающихся, имели труды ученых, работающих в русле направления, известного под названием гуманистическая психология.

Основателями и ведущими представителями этого направления стали американские ученые К.Р. Роджерс (1902-1987) и А.Х. Маслоу (1908-1970).

Гуманистическая психология признает своим главным предметом человека как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное или детерминированное внешними условиями, а открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку. Основные положения этой теории сводятся в основном к следующему: человек должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан и ценен, нежели статистические обобщения; человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми, он руководствуется в своем выборе; человек – это активное, интенциональное, творческое существо.

Психологи – «гуманисты» центральную роль в поведении человека отводят мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала человеческого «Я», стремление человека организовать свой внутренний («феноминальный») мир и достичь целостности собственной личности, понять смысл ее существования («экзистенции»).

Учение в понимании психологов-гуманистов представляет собой самоуправляемое структурирование личного опыта в целях саморазвития и самореализации личности.

К. Роджерс выдвинул пять основных положений относительно обучения с точки зрения гуманистической психологии: Мы не можем непосредственно обучать другого человека, мы можем только помочь ему учиться.

Человек успешно обучается лишь в том случае, когда он воспринимает изучаемое как непосредственно связанное с поддержанием или улучшением своего «Я». Опыт, представляющийся обучающемуся несущественным по отношению к его «Я», может быть ассимилирован лишь тогда, когда существующая структура «Я» расслаблена и предрасположена воспринять его.

Опыт, который, будучи ассимилирован обучающимся, может привести к изменениям в организации личности, имеет тенденцию к искажению посредством символизации.

Структура и организация «Я» становится более ригидной в условиях угрозы.

Учебная ситуация, в наибольшей степени способствующая эффективному обучению, это такая ситуация, в которой угроза «Я» обучающегося сведена к минимуму и облегчено дифференцированное восприятия поля.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Комплексный подход к экологическому образованию в школе. Формы и методы экологического воспитания
Очень долгое время экологическому воспитанию школьников не уделялось должное внимание. В последние годы школа сделала решительный поворот к изменению создавшегося положения. Однако для коренного изменения экологического воспитания школьников ещё не хватает системности, необходимой, логичной и после ...

Сущность и структура сюжетно-ролевой игры
Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определя ...

Состояние проблемы развития личности в системе гуманитарных наук
Творческое развитие ребенка, как и человека вообще связано с развитием и становлением личности. Современные исследователи отмечают: «Современный спортивный танец – понятие, связанное с широким спектром дисциплин, касающихся спорта, искусства и целого ряда таких наук, как педагогика, психология, эти ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru