Жизненный успех личности как психолого-педагогическая проблема

Образование и педагогика » Самообразование личности как фактор достижения жизненного успеха » Жизненный успех личности как психолого-педагогическая проблема

Страница 6

Позитивные аспекты когнитивизма для понимания и организации процесса обучения заключаются в придании большого значения знанию в поведении человека; в обосновании представления об обучении как о процессе овладения и преобразования информации; осознании важной роли создания внешних и внутренних условий обучения; обосновании связи новой информации и прежнего опыта человека. Благодаря работам когнитивистов процесс организации обучения стал пониматься более точно в системе координат связей информации, личного опыта обучающегося и условий обучения.

Очень существенную роль в современном понимании и организации процесса обучения сыграла и играет деятельностная психологическая теория. Ее создателями стали отечественные ученые А.Н. Леонтьев (1903-1979) и С.Л. Рубинштейн (1889-1960). Они сформировали важнейшее понятие деятельности как специфической формы общественно-исторического бытия человека, формы историко-культурного творчества, в которой наиболее полно выражается сущность человека. Они выдвинули фундаментальное положение о соединениии психической и практической деятельности человека. Наконец, они обосновали структуру деятельности: потребность – мотив – задача – средства – действия - операции.

Работы представителей деятельностной теории позволили представить процесс обучения прежде всего как деятельность обучающихся и обучающих и обосновать усиление роли обучающегося обучения.

Обучающийся в процессе обучения, организованного на принципах деятельностной теории, выполняет конкретные, формально-логические и творческие операции, предусмотренные запрограммированной и полностью детерминированной деятельностью. При этом у обучающегося достаточно высока степень осмысления деятельности обучения.

Обучающий – выступает как организатор учебной деятельности.

Но, пожалуй, наибольшее значение для понимания и организации процесса обучения, особенно для взрослых обучающихся, имели труды ученых, работающих в русле направления, известного под названием гуманистическая психология.

Основателями и ведущими представителями этого направления стали американские ученые К.Р. Роджерс (1902-1987) и А.Х. Маслоу (1908-1970).

Гуманистическая психология признает своим главным предметом человека как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное или детерминированное внешними условиями, а открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку. Основные положения этой теории сводятся в основном к следующему: человек должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан и ценен, нежели статистические обобщения; человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми, он руководствуется в своем выборе; человек – это активное, интенциональное, творческое существо.

Психологи – «гуманисты» центральную роль в поведении человека отводят мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала человеческого «Я», стремление человека организовать свой внутренний («феноминальный») мир и достичь целостности собственной личности, понять смысл ее существования («экзистенции»).

Учение в понимании психологов-гуманистов представляет собой самоуправляемое структурирование личного опыта в целях саморазвития и самореализации личности.

К. Роджерс выдвинул пять основных положений относительно обучения с точки зрения гуманистической психологии: Мы не можем непосредственно обучать другого человека, мы можем только помочь ему учиться.

Человек успешно обучается лишь в том случае, когда он воспринимает изучаемое как непосредственно связанное с поддержанием или улучшением своего «Я». Опыт, представляющийся обучающемуся несущественным по отношению к его «Я», может быть ассимилирован лишь тогда, когда существующая структура «Я» расслаблена и предрасположена воспринять его.

Опыт, который, будучи ассимилирован обучающимся, может привести к изменениям в организации личности, имеет тенденцию к искажению посредством символизации.

Структура и организация «Я» становится более ригидной в условиях угрозы.

Учебная ситуация, в наибольшей степени способствующая эффективному обучению, это такая ситуация, в которой угроза «Я» обучающегося сведена к минимуму и облегчено дифференцированное восприятия поля.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Понятия "дифференциация" и "индивидуализация" обучения
Вне всяких сомнений, для лучшего понимания психологических основ дифференцированного обучения необходимо для начала уточнить содержание понятия "дифференциация обучения", а также его соотношение с понятием "индивидуализация обучения", поскольку однозначная трактовка этих понятий ...

Компоненты навыка чтения и их взаимосвязь
Чтение – это сформировавшееся действие, навык. Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно-своеобразных ступеней. Каждый из этих этапов тесно связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое. «В предыдущей ступени накап ...

Образовательная среда как психолого-педагогическая категория
Проблема оценки образовательной среды школы в настоящее время стала одной из центральных в педагогике. При этом, хотя само это понятие широко используется авторами, его содержательное наполнение далеко не однозначно. В современном мире все яснее осознается, что образование личности не следует отожд ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru