Жизненный успех личности как психолого-педагогическая проблема

Образование и педагогика » Самообразование личности как фактор достижения жизненного успеха » Жизненный успех личности как психолого-педагогическая проблема

Страница 3

Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка, то есть меняющаяся при необходимости под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т.д., является оптимальной как для развития, так и для продуктивной деятельности. Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценок собственной деятельности, а так же на основе соотношения реального и идеального в себе.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что жизненный успех, как степень соответствия жизненных целей и результатов, зависит от самооценки личности и может восприниматься ею неадекватно.

Средства достижения жизненного успеха регулируются обществом с помощью законов, морали, нравственности и предстают как одобряемые или неодобряемые.

Выбор личностью средств достижения жизненного успеха зависит от степени присвоения ею социального опыта, сформулированности и направленности ценностных ориентаций, то есть от некой «суммы знаний», полученных в результате образования, а в дальнейшем самообразования.

Таким образом выделив понятие «жизненный путь» как процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, мы определили «жизненный успех» как результат активности личности, характеризующийся направленностью, степенью соответствия жизненных целей и результатов в реализации активности, а так же способов достижения, одним из которых является самообразование.

На основании выше изложенного перейдем к рассмотрению теоретических основ самообразования, его место в структуре личности, и выяснению проблемы достижения личностью жизненного успеха.

Проблема самообразования личности в теории и практике педагогического образования.

Современный уровень социально-экономического развития человечества все более ускоряющиеся темпы научно-технологической революции и изменения ноосферы требуют от человека не сравнительно простой и относительно однородной подготовки к производственной и социальной жизни, а все более разнообразной и многообразной, многоуровневой и разноплановой подготовки, позволяющей индивидам с минимальными издержками адаптироваться ко всем более быстрым и резким изменениям в экономической, общественной, политической и культурной жизни.

Сегодня образование рассматривается как открытый процесс, происходящий не только в стенах специальных учебных заведений под руководством преподавателей-профессионалов, а повсюду, под воздействием всех лиц, обладающих определенным опытом и стремящихся передать его другим. Из средства инструмента воспроизводства социального неравенства, образование становится катализатором и инструментом, средством социальной мобильности человека. Широкие возможности образования открывают все большему числу людей доступ к интеллектуальным, культурным ценностям, расширяют кругозор, увеличивают интеллектуальный потенциал все большей массы людей и позволяют им найти свое место в жизни, продвинуться по социальной лестнице.

Идея непрерывного обучения самосовершенствование человека на протяжении всей его жизни не нова. Достаточно вспомнить мудрейшие народные поговорки на эту тему: «век живи, - век учись», «ученье – свет, а неученье - тьма».

Проблема необходимости обучения человека на протяжении всей его жизни занимала умы Сократа и Платона. Великий немецкий поэт, драматург и мыслитель И.В. Гете писал: «наши предшественнки могли довольствоваться тем уровнем образования, который они получили в своей молодости. Но что касается нас, то мы должны снова приступать к учебе каждые пять лет, если не хотим отстать от жизни».

Я.А. Каменский в своем труде «Всеобщее воспитание» изложил теорию универсального образования и воспитания всех людей в течении всей жизни. Немецкий педагог А.В. Дистверг писал: «образование никогда не составляет нечто законченное и завершенное, оно вечно образующее и живое, чего нельзя себе представить без деятельности, движения, приращения».

Великий русский педагог К.Д. Ушинский в статье «Воскресные школы» в 1861 году писал: «Следует передать ученикам не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания. Это способность … должна остаться с учеником и тогда, когда учитель его оставит, и дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из измененных событий, из истории собственной его души обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу человек будет учиться всю свою жизнь, что конечно и составляет одну из главнейших задач всякого школьного учения».

Многие крупные деятели науки, литературы, искусства, общественные организации помогали самообразованию, создавая народные библиотеки, читальни, народные дома.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Понятие «обученность» в психолого-педагогической литературе
В педагогике нет однозначного толкования понятия «обученность». СИ. Архангельский определяет обученность как одно из существенных качеств обучаемого, отражающего его способность оперировать знаниями и умениями.при решении теоретических и практических задач, которое приобретается им в действиях над ...

Разработка методических указаний к лабораторно-практическим занятиям
Одним из основных звеньев обучения является применение знаний, в результате чего у учащихся формируются практические умения и навыки. В процессе изучения специальных дисциплин, решаются следующие задачи: практическое применение знаний, система повторения и выполнения домашней работы учащимися, пров ...

Информационные технологии дистанционного обучения
Основная роль, выполняемая телекоммуникационными технологиями в дистанционном обучении - обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно. Обучение (в отличие от самообразования) является диалогичным процессом по определе ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru