Жизненный успех личности как психолого-педагогическая проблема

Образование и педагогика » Самообразование личности как фактор достижения жизненного успеха » Жизненный успех личности как психолого-педагогическая проблема

Страница 3

Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка, то есть меняющаяся при необходимости под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т.д., является оптимальной как для развития, так и для продуктивной деятельности. Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценок собственной деятельности, а так же на основе соотношения реального и идеального в себе.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что жизненный успех, как степень соответствия жизненных целей и результатов, зависит от самооценки личности и может восприниматься ею неадекватно.

Средства достижения жизненного успеха регулируются обществом с помощью законов, морали, нравственности и предстают как одобряемые или неодобряемые.

Выбор личностью средств достижения жизненного успеха зависит от степени присвоения ею социального опыта, сформулированности и направленности ценностных ориентаций, то есть от некой «суммы знаний», полученных в результате образования, а в дальнейшем самообразования.

Таким образом выделив понятие «жизненный путь» как процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, мы определили «жизненный успех» как результат активности личности, характеризующийся направленностью, степенью соответствия жизненных целей и результатов в реализации активности, а так же способов достижения, одним из которых является самообразование.

На основании выше изложенного перейдем к рассмотрению теоретических основ самообразования, его место в структуре личности, и выяснению проблемы достижения личностью жизненного успеха.

Проблема самообразования личности в теории и практике педагогического образования.

Современный уровень социально-экономического развития человечества все более ускоряющиеся темпы научно-технологической революции и изменения ноосферы требуют от человека не сравнительно простой и относительно однородной подготовки к производственной и социальной жизни, а все более разнообразной и многообразной, многоуровневой и разноплановой подготовки, позволяющей индивидам с минимальными издержками адаптироваться ко всем более быстрым и резким изменениям в экономической, общественной, политической и культурной жизни.

Сегодня образование рассматривается как открытый процесс, происходящий не только в стенах специальных учебных заведений под руководством преподавателей-профессионалов, а повсюду, под воздействием всех лиц, обладающих определенным опытом и стремящихся передать его другим. Из средства инструмента воспроизводства социального неравенства, образование становится катализатором и инструментом, средством социальной мобильности человека. Широкие возможности образования открывают все большему числу людей доступ к интеллектуальным, культурным ценностям, расширяют кругозор, увеличивают интеллектуальный потенциал все большей массы людей и позволяют им найти свое место в жизни, продвинуться по социальной лестнице.

Идея непрерывного обучения самосовершенствование человека на протяжении всей его жизни не нова. Достаточно вспомнить мудрейшие народные поговорки на эту тему: «век живи, - век учись», «ученье – свет, а неученье - тьма».

Проблема необходимости обучения человека на протяжении всей его жизни занимала умы Сократа и Платона. Великий немецкий поэт, драматург и мыслитель И.В. Гете писал: «наши предшественнки могли довольствоваться тем уровнем образования, который они получили в своей молодости. Но что касается нас, то мы должны снова приступать к учебе каждые пять лет, если не хотим отстать от жизни».

Я.А. Каменский в своем труде «Всеобщее воспитание» изложил теорию универсального образования и воспитания всех людей в течении всей жизни. Немецкий педагог А.В. Дистверг писал: «образование никогда не составляет нечто законченное и завершенное, оно вечно образующее и живое, чего нельзя себе представить без деятельности, движения, приращения».

Великий русский педагог К.Д. Ушинский в статье «Воскресные школы» в 1861 году писал: «Следует передать ученикам не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания. Это способность … должна остаться с учеником и тогда, когда учитель его оставит, и дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из измененных событий, из истории собственной его души обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу человек будет учиться всю свою жизнь, что конечно и составляет одну из главнейших задач всякого школьного учения».

Многие крупные деятели науки, литературы, искусства, общественные организации помогали самообразованию, создавая народные библиотеки, читальни, народные дома.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru