Гуманистическая психология привнесла очень много позитивных моментов в понимание организации процесса обучения: понимание обучения как самостоятельной деятельности обучающегося; признание ведущей роли обучающегося в процессе обучения; идею обучения в реальных жизненных условиях для решения реальных жизненных проблем; осознание необходимости использования личного опыта обучающегося; обоснование возможности путем обучения достичь самореализации личности; признание необходимости свободы выбора обучающимся в процессе обучения различных аспектов обучения. Деятельность обучающегося в рамках обучения, организованного с позиций гуманистической психологии, выражается в организации совместно с обучающим процесса обучения, к выполнению формально-логических, мыслительных, творческих операций. При этом реализуется высокая степень свободы выбора всех параметров процесса обучения. Обучение характеризуется полным осмыслением как обучающим, так и обучающимся всех этапов и операций учения. Обучающий выполняет роль наставника, консультанта, помогающего обучающемуся. Резюмируя обзор психологических теорий и их влияния на понимание, осмысление и организацию процесса обучения, можно в принципе согласиться с мнением М.Ш. Ноулза, считавшего, что эти теории в основном исходят либо из механиситической, либо из органистической модели мира, человека и его психики. Бихевиористы полагали, что и мир, и человек представляют собой механизмы, состоящие из отдельных механически связанных друг с другом частей. Индивид является пассивным элементом, лишь реагирующим на внешние воздействия. Основные психические функции человека, по их мнению, в принципе сводимы к более простым, элементарным составляющим. Изменения в поведении человека, с их точки зрения, не являются следствием изменения структуры, организации самого индивида. Отсюда заведомо пассивная роль человека в процессе его обучения. Представители Гештальтпсихологии и когнитивизма исходят в своих трудах из органистических представлений о мире и человеке. Они рассматривают универсум как интерактивный развивающийся организм. Основой этого универсума является активность, деятельность, в частности, деятельность индивидов. Человек, по их мнению, является скорее источником действий, нежели простым производителем действий, инициированных извне. К этому же направлению, вероятно, можно отнести и представителей деятельностной теории. Обучающийся в их представлении является уже более активным элементом процесса обучения. Представители гуманистической психологии исходят в своих рассуждениях из представления о человеке как о самостоятельном, самоценном и активном существе, способном на саморазвитие. Отсюда и главная, ведущая роль обучающегося в процессе своего обучения.
Информация по педагогике:
Методическая разработка урока
Урок-это основная организационная форма логически законченного, целостного, ограниченного временными рамками отрезка учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, методы, формы организации деятельности ...
Реализация культурологического подхода в образовательно-воспитательном
процессе начальной школы
Социокультурная ситуация в образовательных учреждениях характеризуется полиэтничностью и всегда характеризовалась неоднозначным отношением членов одной социальной группы к представителям иных национальных и культурных групп. В последнее время в школах нашей страны, в связи с миграцией, заметно увел ...
Химические и химико-физические свойства бериллия
Бериллий (Be) - имеет атомный номер 4 и атомный вес 9.0122. Он находится во втором периоде периодической системы и возглавляет главную подгруппу 2 группы, в которую также входят магний, кальций, стронций, барий и радий. Электронная структура атома бериллия 1s 2s. На внешней оболочке он имеет два эл ...
Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.