Место и роль жанров пересказа в системе высказываний на школьном уроке

Страница 3

Еще одна классификация выделяет следующие разновидности устного пересказа: подробный (близкий к тексту) пересказ и пересказ, осложненный определенными заданиями (см. схему 1):

Схема 1

Остановимся на характеристиках подробного, выборочного и сжатого пересказа, так как именно эти разновидности пересказа чаще всего используются в практике начальной школы.

В современной начальной школе на уроках чтения из всех видов работы над текстом большее предпочтение отдается подробному пересказу. Видами данного пересказа могут быть: пересказ "цепочкой", пересказ по опорному материалу (иллюстрации, запись на доске основных событий и т.п.).

В подробном пересказе сохраняется и передается учеником не только содержание, но и в значительной степени язык образца. Он служит, во-первых, средством закрепления в памяти содержания прочитанного, прослушанного во всех его деталях и связях, во-вторых, средством усвоения логики образца и языковых средств в их действии. В-третьих, это уже процесс речи, устной или письменной.

При обучении подробному пересказу школьники, прежде всего, должны знать требования, которые предъявляют к этому приёму работы с текстом.

Во-первых, пересказу должно предшествовать составление плана, оно приведет к осмысленному пересказу своими словами, так как нельзя составить план текста, не поняв его содержания, а понимание - это, прежде всего перевод текста на "свой" язык. Кроме того, составление плана отодвинет во времени чтение от пересказа, при этом конкретные слова забудутся, а смысл запомнится. Во-вторых, пересказ текста должен быть не дословным, а своими словами".

Начинать обучение следует с повествовательного текста, где легко прослеживается развитие действия, есть ясный сюжет, действующие лица. Позднее дети учатся вводить в повествовательный текст элементы описания (пейзажные зарисовки, внешность персонажей и пр.), а также элементы рассуждения.

Школьник хорошо излагает устно или письменно лишь при таком условии, когда ему самому интересно, когда у него есть реальный или воображаемый слушатель (читатель); должна быть обеспечена обратная связь, создающая ситуацию диалога.

Е.А. Адамович, В.И. Яковлева, У.С. Петунина, М.И. Оморокова, М.П. Тощак и др. считают, что наиболее успешно решаются задачи, связанные с методикой организации работы детей при пересказе, которая выстраивается в следующую систему: чтение, словарная работа, анализ содержания и языка произведения, деление текста па смысловые части, их озаглавливание, определение в каждой части словесных выражений и образов, которые раскрывают основную мысль каждой части, составление плана к пересказу, пересказ.

М.Р. Львов выстраивает следующий порядок подготовительных ступеней в письменном изложении:

1. Постановка цели, выбор типа изложения, выбор текста.

2. Чтение текста: учитель - 1-2 раза; учащиеся - один раз; если текст хорошо знаком детям, учитель читает один раз.

3. Беседа - не очень подробная.

4. План составляется школьниками (готового плана не следует давать).

5. Языковая подготовка: опорные слова, трудные слова, обороты речи.

6. В старых методиках рекомендовался устный рассказ 2-3 человек до его записи. В наши дни не рекомендуется из опасения, что рассказ ребенка, как бы он ни был хорош, может помешать прямому влиянию на пишущих со стороны подлинного, образцового текста.

7. Составление текста учащимися, запись, расположение текста на страницах.

8. Самопроверка, саморедактирование (проверяется построение текста, выбор слов, правописание).

К сожалению, в большинстве случаев изложения пишутся без черновиков, из экономии времени, ведь дети пишут очень медленно.

С черновиками пишут не более 2-3 раз в году, с целью обучения редактированию. В остальных случаях детям разрешается делать аккуратные исправления прямо в чистовом варианте, причем исправления не считаются помарками и не приводят к снижению оценки или к упрекам. Наоборот, удачные исправления поощряются.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Характеристика детей участвующих в исследование
В эксперименте приняло участие 10 детей 6-7 лет. Группа была разделена на две подгруппы (слабая и сильная) по пять человек в каждой. Обследование проводилось в МДОУ компенсирующего вида №1123, находящегося по адресу г. Москва, ул. Молостовых, д.1, корпус 6, в котором обучаются дети с диагнозами: гр ...

Анализ результатов исследования метода тестирования как средства педагогического контроля обученности старшеклассников
Для сравнительного анализа соответствия полученных результатов поставленным целям учебно-познавательной деятельности до и после проведения формирующего эксперимента нами было проведено анкетирование школьников и итоговое тестирование. Были получены и проанализированы следующие данные: в контрольной ...

Подходы к экологическому образованию в странах Запада
Экологическое образование за рубежом нами рассмотрены на примере Бельгии и США. Бельгия . Экологическое образование в Бельгии нацелено на решение следующих задач: 1) формирование ясного понимания экологических причин изменения природной среды; 2) приобретение социально-коммуникативных умений и навы ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru