Наиболее часто вид этот вид пересказа используется в работе над письменным изложением. Черемисина считает важным учить до начала систематической работы над сжатым изложением на специальных подготовительных упражнениях школьников способам и приемам компрессии текста.
Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике работы над текстом. При подготовке сжатого изложения значима роль работы по сокращению текста. Традиционно она проводится в форме беседы, в ходе которой учащиеся решают, какая часть текста или предложение особенно важны для выражения главной мысли рассказа, какую часть можно выпустить, содержание какой части передать одним предложением и каким, то есть определяют способ компрессии текста. По нашему мнению, при сокращении текста более эффективны приемы по выделению в каждой микротеме опорных слов для каждого действующего лица. По ним можно легко восстановить основное содержание текста.
Необходим тщательный подбор текстов для успешного сжатия: для этой цели не рекомендуется описательный текст; рассуждение нельзя сокращать за счет аргументов, доказательств - сокращать можно лишь некоторые примеры, а также "уплотнять" синтаксические конструкции. Лучше других поддаются сжатию повествовательные тексты, рассказы, имеющие сюжет: здесь могут быть сокращены некоторые подробности действия, разговоры действующих лиц, вставные пейзажные зарисовки.
В идеальном варианте сжатое изложение - это не отдельные фразы из полного текста, кое-как связанные между собой (так бывает), а новый рассказ, заново самостоятельно построенный, целостный, лаконичный, ясный.
Все выше перечисленные виды пересказа относят к репродуктивным. Под продуктивным пересказом Л.Ф. Ни понимает "воспроизведение готового материала, осуществляемого на основе его творческой переработки с целью построения модели изложения и "наполнения" ее содержанием".
Модель изложения строится на основе аналитико-синтетической деятельности, направленной на выделение смысловых ориентиров в произведении на уровне абзаца, предложения, текста в целом.
Содержание модели составляют лексические, синтаксические элементы исходного произведения, а также "свои" языковые средства. Таким образом, понимание продуктивного пересказа связывается с пониманием структуры текста.
В современной методике термин "творческий пересказ" по отношению к "продуктивному пересказу" является наиболее употребительным. Поэтому в дальнейшей работе будет использоваться термин "творческий пересказ".
Как следует из анализа практической работы педагогов, творческий пересказ в школе применяется редко. Его воспитательная направленность, путь подготовки к нему учащихся отличаются от других видов пересказа. Цель творческого пересказа в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать его идею, пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены автором в его образе. Иными словами, усилить воздействие образной системы художественного произведения на читателя.
Для творческого пересказа следует брать такие рассказы, которые позволяют читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию и, так сказать, его глазами посмотреть на тех людей и на те события, о которых рассказывается в произведении.
При подготовке к такому пересказу, по мнению В.И. Яковлевой, "почти всегда требуется работа и по отбору материала из рассказа автора или добавлению к нему, так как новому рассказчику не могут быть известны какие-то факты или, наоборот, ему потребуется рассказать о переживаниях, которые не описаны автором".
То есть, творческий пересказ предполагает передачу содержания с какими-либо изменениями.
М.Р. Львов выделил следующие варианты изменений:
добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;
придумать, как могли разворачиваться события дальше;
Информация по педагогике:
Использование локальной сети в образовании
Развитие средств вычислительной техники, а особенно появление персональных компьютеров привело к созданию нового типа информационно-вычислительных систем под названием локальная вычислительная сеть (ЛВС). ЛВС нашли широкое применение в системах автоматизированного проектирования и технологической п ...
Социально-психологические особенности девиантных подростков
Для решения проблем подростков и оказания им помощи необходимо знать психологические особенности подростков нашего времени. При построении профилактической работы с детьми необходимо исходить из положения о том, что эффективность любого воздействия – социального, психологического или педагогическог ...
Теоретическая модель интеграции
Теоретической основой интеграции являются идеи Выготского, он был одним из первых учёных, заложивших экспериментально обоснованные теоретические принципы интегрированного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями развития. Он считал, что оптимальной образовательно-воспитат ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.