Место и роль жанров пересказа в системе высказываний на школьном уроке

Страница 5

умение выбирать из текста (текстов) материал на заданную тему;

умение определять основную мысль предстоящего высказывания в случае ее несовпадения с основной мыслью исходного текста;

умение систематизировать собранный материал в соответствии с основной мыслью нового высказывания; умение построить высказывание иного типа по сравнению с типом исходного текста;

умение в соответствии с поставленной коммуникативной задачей использовать речевые средства исходного текста, а также находить "свои" слова и словосочетания для связи отобранного материала.

Краткий (сжатый) пересказ занимает особое место в обучении связной речи, в формировании коммуникативных умений школьников, а именно этот вид пересказа позволяет развивать такие умения как:

умение вычленять главное (существенное) в информации;

умение при сжатии текста ориентироваться на ситуацию общения;

умение сокращать текст разными способами;

умение найти и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Вместе с тем данный вид пересказа способствует совершенствованию и общих коммуникативных умений: умения раскрывать тему и основную мысль текста, умения планировать высказывание, умения совершенствовать созданный текст и др.

Несмотря на то, что это сложный вид работы над текстом, ему отводится весьма незначительное место на уроке, в силу чего ученики, как правило, владеют кратким пересказом в гораздо меньшей степени, чем подробным.

Сложностью краткого пересказа является выделение существенного и его связное речевое оформление. Речевая переработка текста состоит в оформлении обобщений, замене прямой речи косвенной, объединении главного в новые предложения, новом соединении частей.

Если подробный пересказ положительно влияет на красочность, полноту речи, то краткий способствует сжатому, точному речевому оформлению мысли и развитию логического мышления. В последнем имеются большие возможности учиться устно пересказывать "чужие мысли" своими словами, говорить на известные темы четко, сжато и свободно.

Школьник должен выбрать основное, существенное содержание рассказа, не нарушая логики, смысла, связей, последовательности. Языковое оформление сокращенного, сжатого варианта текста требует качественной перестройки: прямая речь уступает место речи косвенной, нередко изменяется лицо глаголов, простые предложения объединяются в сложные структуры.

Но не всегда работа над кратким пересказом проходит продуктивно. Если это задание предлагается детям без предварительного пояснения и обучения, после чего следует лишь проверка выполненной работы, то ответы учащихся, естественно, будут свидетельствовать о низком уровне их умственной деятельности, так как учащиеся не представляют себе особенностей работы над этим заданием и не знают критериев правильного ответа.

Наблюдения показывают, что младшие школьники чаще всего сокращают текст за счет отбрасывания целых его частей. От этого пересказ действительно становится не только кратким, но и непонятным, непоследовательным, фрагментарным. Это случается из-за того, что сложный процесс умственной деятельности в период подготовки краткого пересказа обычно остается неуправляемым. А от рациональной организации его как раз и зависит не только выполнение конкретного краткого пересказа, но и эффективность формирования данного умения в целом. Здесь-то на помощь и приходят инструкции, памятки, в которых предстоящая самостоятельная деятельность делится на действия, необходимые для результативного выполнена работы.

Действия, выполняемые при кратком пересказе, не всегда одинаковы и стабильны, во многом они зависят от степени знакомства с текстом, от уровня сформированности данного умения. Их последовательность зависит от приемов сокращения текста.

В науке известны три способа компрессии текста (Схема 1):

Схема 2. Способы компрессии текста

К приемам сжатого воспроизведения Н.А. Черемисина относит следующие: сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения; образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; разбивка сложного предложения на сокращенные простые; перевод прямой речи в косвенную; пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Особенности межличностного взаимодействия соматически больных детей
Особенности межличностного взаимодействия и деятельности соматически больных детей: круг общения ребенка ограничен до минимума; присутствует объективная зависимость от взрослых (родителей, педагогов), стремление получить от них помощь; преобладают симбиотический, симбиотически-авторитарный, привязы ...

Особенности педагогического контроля обученности старшеклассников
Прежде чем рассмотреть особенности педагогического контроля обученности старшеклассников, рассмотрим понятия «контроль», «контроль обученности», «педагогический контроль». Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить ...

Принципы организации школьного театра
Театральный кружок в нашей школе функционирует уже давно. Руководит им педагог с большим опытом работы, и представления получаются очень интересными, насыщенными музыкой, завораживающими. Первую практику по созданию театральных представлений я начала сразу же после прихода в педагогическую систему: ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru