В наши дни, в отличие от XIX в., эта рекомендация распространяется и на басни. Методисты прошлого века не только допускали пересказ басни, но даже методику сжатия при пересказе строили на басне "Волк и Кот":
Таблица 1
Ступени передачи содержания текста при пересказе
| Передача содержания | |||
| 1-я ступень | 2-я ступень | 3-я ступень | 4-я ступень | 
| Текст с подробнос-тями, с прямой речью | Без деталей, без прямой речи | Схематическое изложение основных событий | Лишь общая мысль без сюжета, без действующих лиц | 
Как мы уже говорили выше, речь подразделяется на устную и письменную. Соответственно пересказы можно подразделить на пересказы устного жанра и письменного. Так как устная и письменная речь находятся в тесной взаимозависимости, то и методика развития устной и письменной речи школьников на занятиях по литературе и русскому языку имеет много общего. Очень часто обучение устному ответу, сообщению, докладу требует предварительного составления плана, тезисов, конспекта, записи отдельных положений будущего высказывания. В то же время подготовка письменного изложения, включает в себя устные пересказы текста различных видов. Таким образом, устная речь способствует овладению умениями письменной речи, а письменная, в свою очередь, помогает развитию более четкой, правильной, логически последовательной речи устной.
Как устный жанр пересказов, так и письменный (изложения) можно подразделить на несколько видов. Так, согласно М.Р. Львову, существует пять видов пересказа: подробный, близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями.
В учебнике "Методика преподавания русского языка в начальных классах" кроме пересказа, близкого к тексту образца, выборочного и сжатого с несколькими степенями сжатия, более подробно рассматриваются виды творческого пересказа, а именно, выделяется пересказ с изменением лица рассказчика (образец в первом лице - пересказ в третьем), от лица одного из персонажей (бывает воображаемый рассказ от "лица" неживого предмета), пересказ драматизированный - в лицах, пересказ с творческими дополнениями и изменениями, пересказ по опорным словам, по связи с картинками - иллюстрациями, пересказ-характеристика, пересказ - описание экспозиции (места действия); пересказ - устное рисование картин, иллюстраций и пр.
Наиболее развернутой является современная классификация пересказов Г.Б. Вершининой. Автор классифицирует их следующим образом:
Таблица 2
Жанровые разновидности вторичных текстов, репродуктивных высказываний
| Параметры | Жанровые разновидности | 
| По роли (функции) в учебном процессе | Обучающие контрольные. | 
| По полноте (объему) пересказа первоисточника | подробные (близкие к первичному тексту, первоисточнику); выборочные; сжатые. | 
| По отношению к содержанию: | полные; выборочные. | 
| По физиологической основе восприятия первоисточника | изложения (пересказы) на основе услышанного (звучащего) текста; пересказы письменного (графического) текста; пересказы аудиографического (услышанного и одновременно прочитанного) текста. | 
| По осложненности дополнительным заданием | изложение без дополнительного задания (не осложненное заданием); изложения с дополнительным заданием (осложненное заданием): фонетическим (звукописным) анализом первоисточника; морфологическим заданием (например, заменить форму глагола); синтаксическим заданием (например, произвести замену синтаксических конструкций их синонимами) и т.п. | 
| По наличию новых структурно-смысловых частей (изменений в первоначальном тексте / первоисточнике | изложения (пересказы) с элементами сочинения: по картине, наблюдениям, музыкальным впечатлениям и пр. | 
| По форме речи (способу, каналу передачи информации) | устные; письменные; смешанные (поликодовые, креолизованные) (например, словесный пересказ учебного материала с опорой на таблицу, в которой представлена часть информации первоисточника; пересказ, снабженный рисунком, художественной иллюстрацией). | 
| По жанровой форме (речевому жанру) | ответ по предмету: устный, письменный, поликодовый; лекция: репродуктивная, проблемная; слово учителя: вводное, перспективно-реферативное, обобщающее; энциклопедическая статья; творческий портрет персоналии: индивидуальный, двойной, коллективный /групповой; биографический рассказ: жизнеописание, автобиографический рассказ; экскурсионная речь; протокол / стенограмма заседания (делового собрания); рецензия; отзыв; научный доклад: реферативный, иллюстративно-дополняющий, исследовательский; дискуссионный; тезисы: именного строя, глагольного строя; конспект: последовательный, параллельный; развернутый, сжатый; монографический, обзорный; реферат: аспектный, указательный; описательный; монографический, обзорный; жанры справочного аппарата книги: аннотация, предисловие, послесловие, оглавление; план: простой, сложный; цитатный; мемуары; семейная легенда (предание); история семейной реликвии; история фотоснимка; история семейной фамилии; родовое (родословное) древо; информационно-публицистическая хроника; информационная научная хроника; застольное слово (тост); поздравительная, напутственная речи; сплетни; притча; рассказ на основе услышанной / прочитанной информации; афиша; анонс; пригласительный билет; программа спектакля; инсценировка; киносценарий (по произведению художественной литературы); анекдот; историческая байка; ретроспективный пересказ телесериала; урок (как учебный репродуктивный полилог); семинар (как учебно-научный репродуктивный полилог) и др. | 
Информация по педагогике:
Определение понятия "часто болеющий ребенок"
	 В системе охраны здоровья матери и ребенка проблема часто болеющих детей (ЧБД) остается важной не только с медико-социальной, но и с экономической точки зрения. Основной объем ЧБД среди детского населения приходится на возраст 3 - 4 лет. Кроме этого, современные исследования показывают, что на долю ...
	
Использование живописи в педагогическом процессе
	 Об эстетическом восприятии дошкольников написано много интересных и ценных в методическом отношении книг и статей. Но сегодня возникла необходимость взглянуть на предшествующий опыт с современных позиций, актуализировать некоторые проблемы. В последние годы уделяется все больше внимания вопросам эф ...
	
Структура игры
	 Из предыдущего параграфа стало ясно, что понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Давайте выясним, как определяют игру известные педагоги, психологи, писатели различны ...
	
Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.