Место и роль жанров пересказа в системе высказываний на школьном уроке

Страница 7

изменить рассказчика (повествование ведется от третьего лица - пересказ строится от первого лица; повествование - с точки зрения рассказчика, а пересказ предлагается построить с точки зрения главного героя или другого персонажа);

изменить грамматическое время глаголов. При этом обязательно нужно обратить внимание детей на то, как меняется изображение события. Например, употребление в место глаголов прошедшего времени глаголов настоящего времени создает эффект присутствия, приближая читателя к изображенному событию.

Примеры: составление пьесы в трех картинах по рассказу Л.Н. Толстого "Филиппок"; продолжение судьбы Ваньки из одноименного рассказа А.П. Чехова; вымышленный эпизод "Как елку из лесу привезли" в этом же рассказе; словесный портрет белого пуделя из рассказа А.И. Куприна; пересказ "Бежина луга" И.С. Тургенева в 3-м лице и т.п. Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда, приучают видеть позиции разных героев, сопереживать им.

Кроме этого при работе над пересказом могут использоваться такие методы как словесное рисование и воображаемая экранизация, а именно, рассказ о том, что рассказчик хотел бы изобразить на картинах или на киноэкране по ходу развития действия рассказа. Например, первый кадр: широкая городская улица, по ней бегут автомобили; второй кадр: вдруг два мальчика, играя, выбегают на тротуар, а дальше - и на проезжую часть улицы. Это стоп-кадры, остановленные мгновения. К такой необычной работе школьники могут подготовиться, предварительно наметить эти кадры, составить своеобразный план из 5-8 пунктов. И план, и сами кадры записываются, могут быть обсуждены в классе.

Несколько слов о драматизации, особенно часто применявшейся в первые десятилетия XX в. Это перевод повествовательного рассказа, где есть диалоги, в драматическую форму и последующее сценическое воплощение. Переходом от обычного чтения и пересказа к драматизации служит чтение по ролям, а также ролевой пересказ. Ведущий обрисовывает обстановку тоже в форме чтения или пересказа. Так классный пересказ постепенно перерастает во внеклассную работу, в актерскую игру.

Итак, нами рассмотрены различные виды письменных и устных жанров пересказа, используемые в начальной школе на уроках литературы и русского языка. Многие педагоги считают, что для развития речи младшего школьника лучше всего использовать только творческие (продуктивные) пересказы, так как именно они, по мнению методистов, в большей степени, чем репродуктивные развивают мышление и воображение ребенка.

Однако использование репродуктивных видов пересказа, например, таких как краткий пересказ и сжатое изложение, также помогает развитию речи. В процессе пересказа у школьника формируется умение вычленять главное в информации, умение сокращать текст разными способами, умение правильно, логично и лаконично излагать свои мысли, умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Рассмотрим педагогические традиции в обучении жанрам устного и письменного пересказа на уроках литературы и русского языка.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Информация по педагогике:

Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как элемент системы зачетных единиц
Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса является неотъемлемым элементом системы зачетных единиц и предусматривает освобождение студента от необходимости иметь общие семестровый учебный план и расписание с другими студентами, объединенными вместе с ним в учебную группу (поток). П ...

Образовательное учреждение как объект управления
Последнее десятилетие ХХ в. и начало ХХI являются периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, обеспечивающих повышение качества общего образования. Поиск новых моделей управления образовательными системами обусловлен изменениями в социально-экономической жизни страны (переход к экономик ...

Занятия как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ
Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П.Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru