Место и роль жанров пересказа в системе высказываний на школьном уроке

Страница 7

изменить рассказчика (повествование ведется от третьего лица - пересказ строится от первого лица; повествование - с точки зрения рассказчика, а пересказ предлагается построить с точки зрения главного героя или другого персонажа);

изменить грамматическое время глаголов. При этом обязательно нужно обратить внимание детей на то, как меняется изображение события. Например, употребление в место глаголов прошедшего времени глаголов настоящего времени создает эффект присутствия, приближая читателя к изображенному событию.

Примеры: составление пьесы в трех картинах по рассказу Л.Н. Толстого "Филиппок"; продолжение судьбы Ваньки из одноименного рассказа А.П. Чехова; вымышленный эпизод "Как елку из лесу привезли" в этом же рассказе; словесный портрет белого пуделя из рассказа А.И. Куприна; пересказ "Бежина луга" И.С. Тургенева в 3-м лице и т.п. Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда, приучают видеть позиции разных героев, сопереживать им.

Кроме этого при работе над пересказом могут использоваться такие методы как словесное рисование и воображаемая экранизация, а именно, рассказ о том, что рассказчик хотел бы изобразить на картинах или на киноэкране по ходу развития действия рассказа. Например, первый кадр: широкая городская улица, по ней бегут автомобили; второй кадр: вдруг два мальчика, играя, выбегают на тротуар, а дальше - и на проезжую часть улицы. Это стоп-кадры, остановленные мгновения. К такой необычной работе школьники могут подготовиться, предварительно наметить эти кадры, составить своеобразный план из 5-8 пунктов. И план, и сами кадры записываются, могут быть обсуждены в классе.

Несколько слов о драматизации, особенно часто применявшейся в первые десятилетия XX в. Это перевод повествовательного рассказа, где есть диалоги, в драматическую форму и последующее сценическое воплощение. Переходом от обычного чтения и пересказа к драматизации служит чтение по ролям, а также ролевой пересказ. Ведущий обрисовывает обстановку тоже в форме чтения или пересказа. Так классный пересказ постепенно перерастает во внеклассную работу, в актерскую игру.

Итак, нами рассмотрены различные виды письменных и устных жанров пересказа, используемые в начальной школе на уроках литературы и русского языка. Многие педагоги считают, что для развития речи младшего школьника лучше всего использовать только творческие (продуктивные) пересказы, так как именно они, по мнению методистов, в большей степени, чем репродуктивные развивают мышление и воображение ребенка.

Однако использование репродуктивных видов пересказа, например, таких как краткий пересказ и сжатое изложение, также помогает развитию речи. В процессе пересказа у школьника формируется умение вычленять главное в информации, умение сокращать текст разными способами, умение правильно, логично и лаконично излагать свои мысли, умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Рассмотрим педагогические традиции в обучении жанрам устного и письменного пересказа на уроках литературы и русского языка.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Информация по педагогике:

Диагностика исходного уровня развития связной речи в ходе устного пересказа
Целью экспериментального исследования являлась разработка и апробация методики обучения пересказу как средства развития устной речи детей младшего школьного возраста. База исследования: прогимназия № 62 г. Новокузнецка, 2 "А" и "Б" классы. В каждом классе диагностировано по 12 д ...

Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы
Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в искусстве, природе и обществе, а также развитие способности создавать красивое. Прежде всего эстетическое воспитание затрагивает чувства человек ...

Усвоения навыка чтения у детей младшего школьного возраста С ОНР
Среди неуспевающих школьников начальных классов большую часть составляют дети с различными отклонениями в развитии речи, в том числе и с общим недоразвитием речи (ОНР). Дети с ОНР – это особая категория, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, в ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru