На данном этапе обучения наиболее сложным и важным нам видится обучение преобразованию информации из одной формы в другую. На данном уроке учащимся предлагается преобразовать информацию из устной формы в табличную. Умение систематизировать информацию предлагается вырабатывать в совместной деятельности с учителем. Учитель помогает примерами и наводящими вопросами.
4 класс
Тема: Склонение имён прилагательных в единственном числе. Распознавание падежа имён прилагательных
Предметная цель: ознакомление со склонением имён прилагательных в единственном числе; развитие умения распознавать падеж имён прилагательных и точно употреблять прилагательные в нужном падеже.
Ход урока |
Формирование УУД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Повторение сведений об имени прилагательном. Работа над рифмовкой. - Прослушайте рифмовку: Я смотрела из окна – Мне вся улица видна. Деревянная скамья, На скамье сидит семья: Старый дедушка седой, Внук – весёлый, молодой, Мама с папой, а у ног Серый маленький щенок. Если слушали внимательно, То найдёте прилагательные. (деревянная, старый, седой, весёлый, молодой, серый, маленький) - Что вы можете сказать об этих словах? (Это имена прилагательные, которые обозначают признак предмета, отвечают на вопрос какой? какая? Они делают нашу речь точной и выразительной). -Прилагательное какого рода отсутствует в рифмовке? (среднего рода). - Приведите свои примеры прилагательного среднего рода, поставив к нему вопрос (какое? весёлое …) - А теперь назовите те же прилагательные с рифмовки вместе с существительным, от которого они зависят (деревянная скамья; старый, седой дедушка; весёлый, молодой внук; серый маленький щенок). - Что вы можете сказать о связи прилагательных с существительными? (Прилагательное неразрывно связано с существительным. Оно стоит в том же роде и числе, что и существительное.) - Итак, можно сделать вывод, что если существительное изменяется по родам и числам, то и прилагательное тоже изменяется по родам и числам. Верно? (да) Физминутка. II. Изменение им. прилагательных единственного числа по падежам. 1. Введение понятия склонения имен прилагательных. - А как ещё изменяются им. существительные? (по падежам) - Вспомните, что называется изменением слова по падежам? (склонение.) - Как вы думаете, им. прилагательные тоже могут изменяться по падежам? (наверное, да.) - Вы правы! Имена прилагательные так же, как и имена существительные, склоняются по падежам как в единственном числе, так и во множественном. Но на сегодняшнем уроке мы рассмотрим склонение прилагательных единственного числа. 2. Работа с таблицей «Склонение имен прилагательных». - Вы наверняка помните нашу таблицу «Род имен прилагательных». Учитель вывешивает таблицу:
- Давайте сейчас дополним её, превратив в таблицу «Склонение имен прилагательных». Учащиеся коллективно дополняют таблицу, называя прилагательные вместе с подходящими по смыслу существительными в нужном падеже.
- Что интересного заметили в таблице? (окончания прилагательных в м.р. и ср.р. при склонении совпадают во всех падежах, кроме И. п. и В. п.) - Ребята, ведь мы не зря, заполняя таблицу, сначала называли имена существительные в нужном падеже, а потом подставляли к нему им. прилагательное в том же роде и падеже, что и существительное. - Поэтому, сделайте вывод: - Как определить падеж прилагательного? (по падежу существительного, к которому оно относится). - Вот какая большая таблица у нас получилась! Но её можно упростить, записав лишь род, падежи и окончания прилагательных. Учитель вывешивает новую таблицу:
- Запишите эту таблицу в свои памятки. III. Распознавание падежа прилагательных. На доске: 1). Хорош дело два века живёт. 2). Не бойся умн врага, бойся глуп друга. 3). Больш кораблю больш плавание. 4). При летн ясн солнышке и ягодка краснеет. - Прочитайте пословицы. - Вам нужно дописать окончания прилагательных. Что для этого нужно сделать? (определить род и падеж им. существительного, от которого зависит им. прилагательное, и определить род и число им. прилагательного.) Дети коллективно выполняют задание, по одному выходя к доске, вставляя окончания прилагательных и указывая падеж. IV. Точность употребления прилагательных в нужном падеже. - Ребята, ответьте на вопросы: На доске: По какой лестнице можно спуститься в подвал? (скрипящая лестница). Какой в подвале потолок?(низкий потолок). Что хранится в подвале?(съестные припасы). (По скрипящей лестнице можно спуститься в подвал. В подвале низкий потолок. В нём хранятся съестные припасы.) - Обозначьте падеж каждого прилагательного, выделите окончания. V. Итог урока. - С чем мы сегодня познакомились? (со склонением прилагательных) VI. Организация на перемену |
Умение слушать; Умение выделять смысловые единицы текста; Осознанное построение речевого высказывания умение строить рассуждения Умение делать вывод в результате совместной работы с учителем Извлекать информацию, представленную в табличной форме перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую Выдвигать гипотезу; Высказывать и обосновывать свою точку зрения; Строить рассуждения Построение алгоритма действий Извлекать информацию, представленную в табличной форме; приходить к общему решению в совместной деятельности; Осознанное построение речевого высказывания слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; Рефлексия |
Как
Информация по педагогике:
Виды и причины отклонений
В зависимости от причин возникновения нарушений их подразделяют на врожденные и приобретенные. Причины возникновения врожденных нарушений разнообразны. К первой группе относятся патогенные (вызывающие нарушения) факторы, действующие на развивающийся плод во внутриутробном развитии, такие как: v физ ...
Системно-деятельностный подход к обучению школьников ФГОС
второго поколения
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организ ...
Формы и методы обучения учащихся по курсу «Технология обработки ткани»
Изготовление материального продукта (швейных изделий) рассматривается как сумма технологических действий, направленных на формирование эстетических и утилитарных функций. Одним из основных методов, стимулирующих процесс обучения, является вовлечение учащихся в активную сферу деятельности от эскиза ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.