Разработка уроков, посвященных изучению имени прилагательного, формирующих универсальные учебные действия

Образование и педагогика » Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования универсальных учебных действий » Разработка уроков, посвященных изучению имени прилагательного, формирующих универсальные учебные действия

Страница 2

На данном уроке особое внимание необходимо уделить формированию такого УУД как осознанное построение речевого высказывания. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Работа над этим УУД ведется педагогами на всех уроках и в течение всего времени обучения, однако начаться она должна на первом году обучения, и уроки русского языка дают для этого максимальные возможности.

В речи детей встречается значительное число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени и т.д. Типичным для данного возраста является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением.

Для высказываний детей могут быть характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность. Все эти ошибки должны тактично и своевременно исправляться учителем. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

2 класс

Тема: Слова, обозначающие признаки предметов, близкие и противоположные по смыслу. Устойчивые выражения.

Предметная цель: знакомство учащихся с устойчивыми выражениями, употребляемыми в речи; продолжение знакомства детей с признаками предметов, противоположных по смыслу; развитие внимания к словам, близким по значению, к точности их употребления в речи.

Этапы урока

Формирование УУД

I. Словарная работа.

-Я буду читать вам загадки, а вы должны догадаться о ком шла речь и записать название этого животного в тетрадь.

а) У кого из всех зверей

Хвост пушистей и длинней? (лисица)

б) Зимой белый, летом серый (заяц)

в) Кто ведает, где есть мёд? (медведь)

г) Непоседа птица эта –

Одного с берёзой цвета (сорока)

- Что общего у всех этих животных? (это дикие животные, которые живут в лесу.)

- А почему цвет сороки сравнивают с цветом берёзы? (в чёрно-белый цвет окрашена как берёза, так и сорока.)

- Послушайте, как Г. Скребицкий описывает сороку: У сороки есть прозвище – белобока. И правда, по бокам у неё пёрышки совсем белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные, как у вороны. Нарядная птица сорока!

- Назовите слова, обозначающие признак предмета, которые использовал автор при описании сороки (белые, чёрные)

- Что вы можете сказать об этих словах? (это слова, противоположные по смыслу)

II. Работа над словами, противоположными по смыслу.

- Молодцы, ребята, вы запомнили то, о чём мы говорили на предыдущих уроках! Давайте продолжим работу над словами – признаками предметов, противоположных по смыслу.

- В устном народном творчестве русского народа существует очень много пословиц. Среди них есть такие высказывания, где один предмет противопоставляется другому. Например, (на доске):

1) Доброе слово лечит, а злое – калечит.

2) Верёвка хороша длинная, а речь – короткая.

3) Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

- Назовите признаки предметов, противоположных по смыслу, которые присутствуют в каждой пословице (доброе – злое, длинная – короткая, родная – чужая.)

- Выпишите эти слова в тетрадку.

Физминутка.

III. Работа над словами, близкими по значению.

1. Слово учителя.

- Вы уже знаете, что слова, обозначающие признаки предметов, в предложении связаны по смыслу. А для того, чтобы разнообразить нашу речь, сделать её богаче, люди употребляют слова, близкие по значению. Например, крепкая верёвка – прочная верёвка, верный друг – преданный друг, тихий голос – слабый голос.

2. Самостоятельная работа.

- На доске написаны предложения, в которых слово, обозначающее признак предмета, вы должны заменить другим, близким по значению, и написать исправленные предложения в тетрадь.

1) Студёный ключ течёт по оврагу (прозрачный, холодный, быстрый ).

2) Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное, чудесное).

- Прочтите написанные предложения.

- Подчеркните признаки предметов.

3. Работа над точным употреблением близких по значению слов – признаков предметов в речи.

- Но не всегда можно заменить одно слово другим, не исказив фразу. Давайте понаблюдаем.

-Кого мы можем назвать вороным? (коня )

- Почему его так называют? (под цвет ворона )

- Подберите к слову вороной близкое по значению (чёрный )

- А словосочетание чёрный конь мы можем употребить? (да )

- Туча может быть чёрной? (да )

- А вороной? (нет )

- Какой вывод из всего сказанного следует? ( Слова, обозначающие признаки предметов, близкие по значению, можно заменять, но так, чтобы не искажалась фраза.)

- Давайте потренируемся.

- Из данных слов составь и напиши словосочетания.

На доске: 1). Густой, дремучий ( лес, туман ).

2). Смуглый, тёмный ( небо, лицо )

- Что у вас получилось? ( Густой туман, дремучий лес; смуглое лицо, тёмное небо).

IV. Работа над устойчивыми выражениями, употребляемыми в речи.

- Ребята, а у меня для вас есть ещё один вопрос.

- Золото может быть чёрным? (наверное, нет )

- Вы ошибаетесь! В русском языке есть такое понятие, как устойчивое выражение. На первый взгляд, два несовместимых слова, как в выражении чёрное золото, соединились и обозначают определённое понятие. Хотите знать, что люди называют чёрным золотом? (да)

- Это нефть, уголь – полезные ископаемые чёрного цвета (учитель демонстрирует образцы из набора). А теперь подумайте, почему люди называют эти полезные ископаемые чёрным золотом (потому, что они необходимы для жизни людей: для отопления помещений, для движения транспорта.)

- Но для жизни людей ещё необходим и хлопок. Это такое растение, у которого после созревания в соцветиях появляются кусочки пуха, в виде ваты. Из него делают ткани, а потом шьют одежду. Хлопок белого цвета. А теперь подумайте, какое устойчивое выражение люди придумали для того, чтобы характеризовать хлопок (белое золото?)

- Вы совершенно правы!

- Составьте предложение, употребив одно из устойчивых выражений. (Хлопок – это белое золото.)

- Подчеркните волнистой линией слово – признак предмета.

V. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

– Что вам понравилось больше всего?

VI. Организация на перемену.

Умение слушать

Умение делать обобщения

Оформлять свои мысли в устной форме

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.

Находить ответы на вопросы в прослушанном тексте.

Оформлять свои мысли в устной форме

находить ответы на вопросы в тексте

осознавать роль языка и речи в жизни людей

Умение осознанно строить речевое высказывание

Построение логической цепочки рассуждений

Умение делать вывод в результате совместной работы с учителем

Выдвижение гипотезы

Умение делать вывод в результате совместной работы с учителем

Построение речевого высказывания.

Рефлексия

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по педагогике:

Жизненный успех личности как психолого-педагогическая проблема
Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, адекватность усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, саморазвитие и самореализация его в обществе всегда и везде входила в орбиту размышлений философов, социологов, психологов, ученых, писателей. Проблем ...

Исследование современных педагогических средств обучения в условиях ФГОУ СПО "Уральский Государственный колледж"
Колледж расположен в Металлургическом районе города Челябинска по ул. Мира 96а. Уже более 40 лет этот колледж успешно реализует программы подготовки специалистов в рамках среднего профессионального образования. Директор: Асатулин Рауль Халилович. Специальности СПО на бюджетной основе -профессиональ ...

Методические рекомендации по применению игр на различных этапах урока
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Используя классификацию игр в зависимости от дидактических целей игры, здесь будут подобраны упражнения для каждого этапа урока. ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru