На данном уроке особое внимание необходимо уделить формированию такого УУД как осознанное построение речевого высказывания. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Работа над этим УУД ведется педагогами на всех уроках и в течение всего времени обучения, однако начаться она должна на первом году обучения, и уроки русского языка дают для этого максимальные возможности.
В речи детей встречается значительное число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени и т.д. Типичным для данного возраста является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением.
Для высказываний детей могут быть характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность. Все эти ошибки должны тактично и своевременно исправляться учителем. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
2 класс
Тема: Слова, обозначающие признаки предметов, близкие и противоположные по смыслу. Устойчивые выражения.
Предметная цель: знакомство учащихся с устойчивыми выражениями, употребляемыми в речи; продолжение знакомства детей с признаками предметов, противоположных по смыслу; развитие внимания к словам, близким по значению, к точности их употребления в речи.
Этапы урока |
Формирование УУД |
I. Словарная работа. -Я буду читать вам загадки, а вы должны догадаться о ком шла речь и записать название этого животного в тетрадь. а) У кого из всех зверей Хвост пушистей и длинней? (лисица) б) Зимой белый, летом серый (заяц) в) Кто ведает, где есть мёд? (медведь) г) Непоседа птица эта – Одного с берёзой цвета (сорока) - Что общего у всех этих животных? (это дикие животные, которые живут в лесу.) - А почему цвет сороки сравнивают с цветом берёзы? (в чёрно-белый цвет окрашена как берёза, так и сорока.) - Послушайте, как Г. Скребицкий описывает сороку: У сороки есть прозвище – белобока. И правда, по бокам у неё пёрышки совсем белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные, как у вороны. Нарядная птица сорока! - Назовите слова, обозначающие признак предмета, которые использовал автор при описании сороки (белые, чёрные) - Что вы можете сказать об этих словах? (это слова, противоположные по смыслу) II. Работа над словами, противоположными по смыслу. - Молодцы, ребята, вы запомнили то, о чём мы говорили на предыдущих уроках! Давайте продолжим работу над словами – признаками предметов, противоположных по смыслу. - В устном народном творчестве русского народа существует очень много пословиц. Среди них есть такие высказывания, где один предмет противопоставляется другому. Например, (на доске): 1) Доброе слово лечит, а злое – калечит. 2) Верёвка хороша длинная, а речь – короткая. 3) Родная сторона – мать, а чужая – мачеха. - Назовите признаки предметов, противоположных по смыслу, которые присутствуют в каждой пословице (доброе – злое, длинная – короткая, родная – чужая.) - Выпишите эти слова в тетрадку. Физминутка. III. Работа над словами, близкими по значению. 1. Слово учителя. - Вы уже знаете, что слова, обозначающие признаки предметов, в предложении связаны по смыслу. А для того, чтобы разнообразить нашу речь, сделать её богаче, люди употребляют слова, близкие по значению. Например, крепкая верёвка – прочная верёвка, верный друг – преданный друг, тихий голос – слабый голос. 2. Самостоятельная работа. - На доске написаны предложения, в которых слово, обозначающее признак предмета, вы должны заменить другим, близким по значению, и написать исправленные предложения в тетрадь. 1) Студёный ключ течёт по оврагу (прозрачный, холодный, быстрый ). 2) Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное, чудесное). - Прочтите написанные предложения. - Подчеркните признаки предметов. 3. Работа над точным употреблением близких по значению слов – признаков предметов в речи. - Но не всегда можно заменить одно слово другим, не исказив фразу. Давайте понаблюдаем. -Кого мы можем назвать вороным? (коня ) - Почему его так называют? (под цвет ворона ) - Подберите к слову вороной близкое по значению (чёрный ) - А словосочетание чёрный конь мы можем употребить? (да ) - Туча может быть чёрной? (да ) - А вороной? (нет ) - Какой вывод из всего сказанного следует? ( Слова, обозначающие признаки предметов, близкие по значению, можно заменять, но так, чтобы не искажалась фраза.) - Давайте потренируемся. - Из данных слов составь и напиши словосочетания. На доске: 1). Густой, дремучий ( лес, туман ). 2). Смуглый, тёмный ( небо, лицо ) - Что у вас получилось? ( Густой туман, дремучий лес; смуглое лицо, тёмное небо). IV. Работа над устойчивыми выражениями, употребляемыми в речи. - Ребята, а у меня для вас есть ещё один вопрос. - Золото может быть чёрным? (наверное, нет ) - Вы ошибаетесь! В русском языке есть такое понятие, как устойчивое выражение. На первый взгляд, два несовместимых слова, как в выражении чёрное золото, соединились и обозначают определённое понятие. Хотите знать, что люди называют чёрным золотом? (да) - Это нефть, уголь – полезные ископаемые чёрного цвета (учитель демонстрирует образцы из набора). А теперь подумайте, почему люди называют эти полезные ископаемые чёрным золотом (потому, что они необходимы для жизни людей: для отопления помещений, для движения транспорта.) - Но для жизни людей ещё необходим и хлопок. Это такое растение, у которого после созревания в соцветиях появляются кусочки пуха, в виде ваты. Из него делают ткани, а потом шьют одежду. Хлопок белого цвета. А теперь подумайте, какое устойчивое выражение люди придумали для того, чтобы характеризовать хлопок (белое золото?) - Вы совершенно правы! - Составьте предложение, употребив одно из устойчивых выражений. (Хлопок – это белое золото.) - Подчеркните волнистой линией слово – признак предмета. V. Итог урока. - Что нового вы узнали на уроке? – Что вам понравилось больше всего? VI. Организация на перемену. |
Умение слушать Умение делать обобщения Оформлять свои мысли в устной форме обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей. Находить ответы на вопросы в прослушанном тексте. Оформлять свои мысли в устной форме находить ответы на вопросы в тексте осознавать роль языка и речи в жизни людей Умение осознанно строить речевое высказывание Построение логической цепочки рассуждений Умение делать вывод в результате совместной работы с учителем Выдвижение гипотезы Умение делать вывод в результате совместной работы с учителем Построение речевого высказывания. Рефлексия |
Информация по педагогике:
Воспитание у дошкольников чувства коллективизма
Коллектив — это группа людей, объединенных общественно значимыми целями, деятельностью, направленной на осуществление этих целей, общими интересами, переживаниями, организацией, традициями, ответственностью друг перед другом. Коллективизм — Нравственное качество, проявляющееся в чувстве товариществ ...
Психологические проблемы соматически больных детей
Изучение психологических и психических особенностей соматически больных детей остается одним из актуальных направлений отечественной психологии, оно связано с отсутствием положительной динамики в вопросах улучшения здоровья детей. Уже к 2004 году государственные статистические данные показывали сни ...
Сущность и цель образования
При раскрытии этих ведущих философско-педагогических понятий Дьюи продолжает гуманистическое направление, заложенное Руссо. Идея великого швейцарца об образовании как процессе естественного роста является исходной для Дьюи. Он полностью разделяет положение Руссо о том, что «истинное образование ест ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.