Разработка уроков, посвященных изучению имени прилагательного, формирующих универсальные учебные действия

Образование и педагогика » Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования универсальных учебных действий » Разработка уроков, посвященных изучению имени прилагательного, формирующих универсальные учебные действия

Страница 5
видно из содержания урока, в четвертом классе практически не происходит работа над новыми УУД, а идет кропотливое совершенствование тех УУД, формирование которых началось еще в первом классе: закрепляются и совершенствуются навыки извлечения и преобразования информации, умения логически рассуждать и строить выводы, умение выдвигать гипотезу дополняется умением обосновать свою точку зрения. Работа над осознанным построением речевого высказывания является сквозной для всех уроков и этапов обучения и к концу обучения в четвертом классе должна принести ощутимые результаты.

Итак, при разработке уроков, направленных на изучение различных аспектов имени прилагательного, обусловливающих формирование универсальных учебных действий, учителю необходимо учитывать следующие моменты:

1. Регулярно обращать на особенности введения прилагательных в контексты не только на уроках русского языка, но и на уроках литературного чтения. Эту работу помогают организовать следующие тексты: Например, в стихотворение С.А. Есенина «Черемуха»

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Дети должны прочитать стихотворение и найти прилагательные. Можно спросить у ребят: Почему именно такие прилагательные написал автор в этом стихотворении? Зачем нужны такие прилагательные в этом стихотворении? Т.е. показать важность прилагательных в речи, что они делают нашу речь яркой, точной, выразительной.

2. Использовать упражнения, позволяющие не только закрепить теорию, но и включить в речь ребенка прилагательные разных типов.

3. Систематически обращаться к дополнительному материалу (заданиям) из методических пособий, например:

вставить подходящее по смыслу имя прилагательное: весной разольются реки, прилетят скворцы, и др.

составить устный рассказ, например: описать сегодняшний день [20, с.15]

Выводы по главе:

Подводя итоги третьей главы, подчеркнем, что в последние годы в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. Сегодня наиболее перспективным образовательным путем признано формирование у обучающихся общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой генезис и развитие каждого из видов УУД определяется его отношением с другими видами УУД и общей логикой возрастного развития.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.

Программа развития универсальных учебных действий позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий.

Отбор и структурирование содержания образования, выбор конкретных методов и форм обучения должно учитывать цели формирования конкретных видов универсальных учебных действий. Этот принцип был положен нами в основу разработки поурочных планов для изучения темы «Имя прилагательное» учениками 1-4 классов.

При выполнении данной работы мы руководствовались поставленными целями и задачами. На первом этапе нам было необходимо определить психолого-педагогические и лингвистические основы обучения имени прилагательному как части речи.

В результате изучения специальной литературы было выяснено, что части речи — классы слов, получаемые в результате анализа лексики на основе единства функциональных (синтаксических), формальных (морфологических) и содержательных (семантических) признаков.

Некоторые колебания в установлении частеречного статуса тех или иных классов слов, а также их количества и названий, порождаются разными подходами к определению понятия «часть речи».

Вопрос о частях речи в лингвистике до сих пор является дискуссионным. Части речи - это результат определенной классификации, зависящей от того, что принять за основание для классификации. Количество частей речи в разных лингвистических работах различно и составляет от 4 до 15 частей речи. В лингвистике существуют классификации частей речи, в основании которых лежит только один признак (обобщенное значение, морфологические признаки или синтаксическая роль). Есть классификации, использующие несколько оснований.

Традиционная, общепринятая классификация слов по частям речи является гетерогенной (полидифференциальной); она основывается на сочетании всех трех выше перечисленных критериев: «значение – форма – функция».

В традиционной классификации частей речи существует ряд противоречий и непоследовательностей, которые вызывали (и продолжают вызывать) у некоторых исследователей на протяжении всей истории развития лингвистики сомнения в ее научной обоснованности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по педагогике:

Компетентность как новый образовательный результат
В предыдущем параграфе мы пришли к следующим выводам: во-первых, социальный контекст подросткового возраста крайне сложен и противоречив, во-вторых, несмотря на то, что контекстом подросткового возраста является личностное самоопределение, главные идентификационные потребности современных подростко ...

Анализ результатов исследования метода тестирования как средства педагогического контроля обученности старшеклассников
Для сравнительного анализа соответствия полученных результатов поставленным целям учебно-познавательной деятельности до и после проведения формирующего эксперимента нами было проведено анкетирование школьников и итоговое тестирование. Были получены и проанализированы следующие данные: в контрольной ...

Современные педагогические средства как основа развития учебной мотивации студентов
Логика нашего исследования предполагает рассмотрение вопроса "какие современные средства обучения рациональней всего использовать для развития учебной мотивации студентов УСПО?". В данном параграфе мы к ним и обратимся. Нельзя говорить о современных педагогических средств обучения, не зат ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru