Разработка уроков, посвященных изучению имени прилагательного, формирующих универсальные учебные действия

Образование и педагогика » Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования универсальных учебных действий » Разработка уроков, посвященных изучению имени прилагательного, формирующих универсальные учебные действия

Страница 6

Очевидно, что основной причиной такого положения является выдвижение на первый план разных критериев, а при наличии нескольких принципов классификации – учет их в разной степени и своеобразное к ним отношение самих авторов.

Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа. Прилагательное обладает морфологической категорией степени сравнения и имеет полные и краткие формы.

На втором этапе работы нами были подвергнуты анализу программы по русскому языку двух ведущих учебно-методических комплектов, используемых сегодня в российских школах при обучении младших школьников.

1. «Школа России» (научный руководитель – А.А. Плешаков);

2. Система начального образования Л.В. Занкова (научный руководитель - Н.В. Нечаева).

Были рассмотрены основные идеи программ, принципиальные особенности учебно-методических комплектов, цели курса русского языка, основные этапы изучения прилагательного как части речи в разные годы обучения.

Методика изучения имен прилагательных обусловлена, прежде всего, их лингвистическими особенностями. Процесс обучения младших школьников по данной теме направлен на решение трех задач: формирование понятия «имя прилагательное», развитие умения точно употреблять прилагательные в речи, формирование навыка правописания родовых окончаний имен прилагательных. Все три задачи решаются во взаимосвязи.

Сущность смыслового значения прилагательных требует рассматривать их в связи с существительными. Грамматические признаки прилагательных (род, число, падеж) также зависят от имени существительного. Поэтому для понимания имен прилагательных важно направить внимание детей на установление зависимости имени прилагательного от имени существительного.

Большое место при изучении имен прилагательных занимают творческие работы, как устные, так и письменные: описание экскурсии в лес, парк, описание деревьев, птиц, зверей. Эффективными являются следующие виды упражнений:

1. Распространение предложений.

2. Восстановление деформированных предложений.

3. Составление рассказов по картинке и опорным словам.

Такого вида упражнения развивают умение не только точно употреблять слова, но и грамматически правильно, учитывая связь прилагательного с именем существительным.

Целенаправленная работа над формированием данного понятия непосредственно связана с развитием речи. Обогащение словаря детей осуществляется не только за счет уточнения смысла слов, представляющих собой качественные прилагательные, но за счет относительных и притяжательных прилагательных.

Анализ методических особенностей изучения имени прилагательного в начальной школе показал, что система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение не только лексического и грамматического материала, но постепенное усложнение формируемых во время уроков универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой генезис и развитие каждого из видов УУД определяется его отношением с другими видами УУД и общей логикой возрастного развития.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.

Программа развития универсальных учебных действий позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий.

Отбор и структурирование содержания образования, выбор конкретных методов и форм обучения должны учитывать цели формирования конкретных видов универсальных учебных действий. Этот принцип был положен нами в основу разработки поурочных планов для изучения темы «Имя прилагательное» учениками 1-4 классов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Информация по педагогике:

Законы и принципы управления на примере МОУ «Гимназия №164» г.Зеленогорска
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №164» (МОУ «Гимназия №164») расположено по адресу: Красноярский край, г.Зеленогорск, ул. Советская, 5А. Директор – Губанова Надежда Николаевна. Образовательный комплекс состоит из: - школы трех ступеней образования: начальной, средней и старшей ...

«Девиантное» поведение
Нарушения поведения - отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм. В настоящее время наряду с понятием «нарушение поведения» используется понятие «отклоняющееся поведение» или девиантное. Группа детей с нарушением поведения многообразна. Причём есть различие в причинах, ...

Онтогенез словообразования
Е.А. Земская, Е.С. Кубрякова описывают словообразование, как процесс или результат образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исх ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru