Индивидуальные различия в пространственном мышлении

Страница 1

Пространственное мышление — специфический вид мыслительной деятельности, которая необходима при решении задач, требующих ориентации в пространстве (как видимом, так и воображаемом), и основывается на анализе пространственных свойств и отношений реальных объектов или их графических изображений. Главным содержанием этого вида мышления является оперирование пространственными образами в процессе решения задач (геометрических, графических, конструктивно-технических, технологических и др.) на основе создания этих образов путем восприятия (или по представлению) пространственных свойств и отношений объектов.

В психологической литературе накоплен большой материал, свидетельствующий о стойких индивидуальных различиях в пространственном мышлении. Некоторые авторы полагают, что пространственное мышление, как любой вид мышления, формируется в процессе обучения. Под влиянием его специальной организации индивидуальные различия нивелируются. Другие исследователи, опираясь на эмпирический материал, отстаивают ту точку зрения, что, хотя в процессе обучения и удается развить пространственное мышление, пути его развития очень разные, а индивидуальные трудности в формировании пространственных образов и оперировании ими сохраняются не только у школьников, но и у студентов. Это явление отражает сложную природу пространственного мышления.

Будучи социальным по своей природе (как и все психические проявления человека), оно формируется на определенной анатомо-физиологической основе. В его структуру входят элементы, различные по своему генезису. Пространственное мышление формируется в системе знаний определенной речевой и графической культуры. Вместе с тем оно определяется функциональными особенностями анализаторов (степенью их развития, системностью); типологическими особенностями восприятия пространственных свойств и отношений (в частности, соотношением сигнальных систем, обеспечивающих индивидуальные различия в запоминании, сохранении и воспроизведении пространственных образов преимущественно по художественному или мыслительному типу).

Имеются данные, свидетельствующие о влиянии функциональных особенностей мозговых структур на характер создания пространственных образов и оперирования ими, а также о наличии некоторых наследственных факторов, обусловливающих успешность в пространственной ориентации.

Хотя выделение и анализ параметров, определяющих индивидуальное развитие пространственного мышления, выполнены в литературе под углом зрения совершенно различных исследовательских задач, тем не менее даже разрозненные данные в этом отношении представляют большой интерес.

Индивидуальные различия в пространственном мышлении ярко обнаруживаются, например, в процессуальных характеристиках восприятия пространственных свойств и отношений. Здесь отмечается аналитический (постепенный, с выделением отдельных частей) и синтетический (целостный, недифференцированный) охват воспринимаемого объекта или его изображения, что выражается в показателях как количественных (сукцессивность — симультанность), так и качественных (фрагментарность — целостность).

Особенно ярко индивидуальные различия проявляются при создании пространственных образов на графической основе и оперировании ими. Это сказывается главным образом в умении произвольно изменять системы отсчета, в овладении способами мысленного преобразования наглядного (графического) материала, своеобразными способами его понятийной обработки, в избирательной направленности на оперирование отдельными элементами в структуре пространственного образа (его формой, величиной), пространственными отношениями, в легкости оперирования образами разной степени наглядности и т. п.

Все это свидетельствует о том, что пространственное мышление не представляет собой рядоположный набор входящих в его структуру психических функций. Это сложная динамическая система, обеспечивающаяся слаженной работой функциональных и операциональных механизмов, в основе которых лежат не только социальные, но и биологические (анатомо-физиологические) факторы. Своеобразное сочетание, степень сформированное этих механизмов, уровень их развития и определяют природу индивидуальных различий в пространственном мышлении.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Моделирования как метод познания. Классификация моделей и видов моделирования
Моделирование ныне приобрело общенаучный характер и применяется в исследованиях живой и неживой природы, в науках о человеке и обществе. Многочисленные факты, свидетельствующие о широком применении метода моделирования в исследованиях, некоторые противоречия, которые при этом возникают, потребовали ...

Анализ средств решения знаменитых задач древности
Задача о трисекции угла Требуется произвольный угол разделить на три равные части. Деление прямого угла Пользуясь циркулем и линейкой, древние греки умели делить произвольный угол на две равные части. Со времен Пифагора они умели делить прямой угол на три равные части. Это они выполняли так. Пусть ...

Образовательное учреждение как объект управления
Последнее десятилетие ХХ в. и начало ХХI являются периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, обеспечивающих повышение качества общего образования. Поиск новых моделей управления образовательными системами обусловлен изменениями в социально-экономической жизни страны (переход к экономик ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru