Фольклорные занятия в воспитании

Образование и педагогика » Фольклорные занятия в воспитании

Страница 8

Для поиска фактического материала педагогу лучше всего воспользоваться книгой Ю. Васильева, А. Широкова «Рассказы о русских народных инструментах» (М., Советский композитор, 1976). Очень интересны содержащиеся в этой книге сведения об истории возникновения самих музыкальных инструментов, их классификации, о создателе первого оркестра русских народных инструментов В. В. Андрееве.

Педагог может сообщить детям, что во времена праздничных гуляний собиралось много народных музыкантов. Играли на балалайках, гармошках, ложках, свистульках, трещотках, даже на стиральных досках и пилах. Веселью не было конца. Знакомя с бубенцами, объяснить, что раньше они служили праздничным оформлением сбруи в упряжках лошадей (в «тройках»). Послушать русскую народную песню «Над полями, да над чистыми». Показывая колотушку, рассказать о том, что раньше, охраняя свое жилье и себя от недругов и зверя лесного, сторож, обходя деревню, стучал колотушкой, а сейчас это инструмент народного оркестра. Педагог показывает приемы игры на инструментах, предлагает детям поиграть на них.

В заключении воспитатель предлагает детям поиграть небольшими ансамблями и в оркестре под русские народные мелодии «Я на горку шла», «Барыня», «Полянка» и др., сплясать русскую, используя движения, характерные для русских народных плясок, исполнить частушки.

Занятия – «Сказка быль, да в ней намек» и «В гостях у сказки» обогащают детей яркими, красочными впечатлениями, активизируют их восприятие, внимание, воображение, творческие проявления, учат сопереживать артистам, персонажам сказок. Особое внимание следует уделить поэтическому образу сказочных героев, рассмотреть репродукции картин художника В. Васнецова «Аленушка», «Иван царевич на сером волке».

Воспитатель в русском костюме может взять на себя роль сказочницы, которая читает сказку в былинном стиле, немного нараспев. Заранее продумываются декорации, костюмы, атрибуты, музыкальное сопровождение. Хорошо использовать в качестве музыкального фона «Былинные наигрыши» в исполнении Д. Локшина (гусли), а также русские народные наигрыши «Комаринская», «Барыня», «По улице мостовой».

Педагог рассказывает детям откуда пришли к нам волшебницы-сказки, какую долгую жизнь они прожили до встречи с нами. Предлагает вслушаться в слово «сказка» (выделяет интонацией). Сказка сказывается, рассказывается. Передавали сказки бабушки своим внукам, а те вырастали – и рассказывали своим внукам. Так и становились сказки народными. В сказке происходят самые невероятные чудеса: разговаривают реки, деревья, звери лесные, а если случится беда – помогут Солнце, Ветер, Месяц. Даже времена года могут оживать в сказках.

После этого дети инсценируют фрагменты русских народных сказок, передают характерными движениями образы сказочных персонажей, изображая величавую птицу, простодушного Иванушку, доброго молодца, храброго богатыря. Взрослый помогает детям воплотить свой замысел, придать ему интересную форму, создать определенный настрой.

Основное время на занятиях отводится творческой исполнительской деятельности, ведь персонажи, своеобразная их эмоциональная характеристика – это творчество самих детей. Желательно создать спокойную творческую обстановку, подобрать характерные элементы костюмов, уточнить движения, при этом активизируя всех детей группы, не лишая возможности участия в занятии каждого ребенка.

Доброжелательность и чуткость педагога, дружеская поддержка детей группы помогут раскрыться каждому ребенку, будут способствовать развитию его музыкальных и творческих способностей.

Данные три занятия объединены в блок «Зимушка-зима», который призван расширить знания детей о зимних явлениях природы, признаках зимы, погодных народных приметах, праздниках.

Первое из перечисленных занятий – «Шутки-прибаутки» – знакомит детей с пословицами, поговорками, считалками, прибаутками, загадками широко используемыми в детских играх. Фольклорный материал способствует овладению родной речью, ее выразительной лексикой. Короткий текст потешки легко усваивается детьми, а яркий образ, динамичность вызывают у них желание двигаться. Так, можно предложить детям инсценировать потешки «Барашеньки-крутороженьки», «Ваня-простота», «Андрей-воробей», «Скок, поскок» и другие, а в дальнейшем использовать на новогоднем празднике. Желательно в играх пользоваться игровыми зачинами, т. е. водящего выбирать по считалочке. Дети это делают с большим удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Информация по педагогике:

Закономерности обучения
Закономерности обучения – это существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Часть из них действует всегда, независимо от действий участников и условий процесса, например: цели и содержание обучения зависят от требований общества к уровню обр ...

Сущность понятия «монологическая речь» и ее психологические особенности
Отношение к самому существованию и соответственно определению монологической речи у психологов и лингвистов далеко неоднозначно. Академик Л. В. Щерба условно считал монолог в значительной степени «искусственной формой», полагая, что «подлинное свое бытие язык обнаруживает лишь в диалоге». В то же в ...

Формы организации обучения дошкольников родному языку в дошкольном учреждении
Обучение родному языку в дошкольных учреждениях осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и на специально организованных занятиях. В повседневной жизни обеспечиваются условия для максимальной реализации потребности ребенка в речевом общении с взрослыми и сверстниками. Здесь можно отметить ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru