Педагогические традиции в обучении пересказу

Страница 1

Пересказ - на первый взгляд, несложное задание. Требуется прочитать текст, запомнить его содержание и рассказать своими словами (вариант задания "пересказ близко к тексту" подразумевает употребление некоторых наиболее ёмких и точных слов и выражений, использованных автором).

Но, исходя из имеющегося опыта, многим первоклассникам эта работа даётся с трудом. Можно назвать следующие наиболее частые проблемы при подготовке пересказа младшими школьниками:

непоследовательность пересказа (рассказ о событиях с нарушением порядка, в котором они происходили);

фактические ошибки (рассказ о событиях, которые не упоминаются в тексте, искажение имен героев и т.п.);

смешение краткого и подробного пересказов (одна часть текста пересказывается слишком сжато, другая - необоснованно детально);

речевые ошибки (неверное использование слов, нарушение связи слов в предложениях, ошибки при построении предложений, тавтология - многократные повторы одних и тех же слов).

Цель школьных пересказов - помочь ребёнку научиться избегать подобных ошибок, обогатить и разнообразить его речь, приучить к последовательности и точности изложения.

В начальной школе для пересказа предлагаются, в основном, два типа текстов. Первый - это рассказ-описание. В таких текстах мало событий, но большое количество образных выражений, необычных, эмоционально окрашенных слов. Цель такого пересказа - расширить, обогатить словарный запас детей. При подготовке пересказа текста-описания акцентируется внимание на словах, употребленных в переносном значении, многозначных словах, сравнительных оборотах. Для закрепления полученных знаний может использоваться игра "Что на что похоже", самой простой вариацией её является разглядывание облаков и сравнение формы облаков со знакомыми предметами. Образные выражения и сравнительные обороты, которые встречались в тексте пересказа, можно напоминать и в повседневной жизни: осенние листья похожи на золотые монеты, дождь напоминает слёзы, солнце на небе как будто улыбается прохожим и т.п.

Второй тип текстов, часто предлагаемых для пересказа - это авторское описание каких-либо событий. Обычно для пересказов выбирают тексты, в которых отсутствуют диалоги или их число сведено к минимуму. Здесь у ребёнка есть возможность, в первую очередь, потренироваться в передаче речи другого человека. Важно также достоверно рассказать о последовательности событий. Для расширения словарного запаса в таких текстах могут пригодиться слова, описывающие эмоциональное состояние людей и животных, особенности их внешнего вида.

При традиционном опыте обучения репродуктивному пересказу обычно используются следующие приемы:

составление картинного плана прочитанного произведения (схема);

ответы на вопросы учителя;

выделение ключевых слов, основных предложений в тексте;

словарная работа (объяснение непонятных слов);

составление плана пересказа;

репетиция выступления.

Учитель начальных классов Е.И. Бессчастная предлагает пересказывать на уроках литературы не только художественные, но и научно-познавательные тексты. Она выделяет следующий порядок работы над пересказом научно-познавательных текстов:

Перед чтением проводится беседа по теме статьи, выясняется, какие сведения (знания) по теме есть у учащихся, откуда они их получили.

Разбор новой, незнакомой лексики. Уточнение (или сообщение) этимологии слов, обучение правильному произношению.

Чтение статьи учителем.

Ответы на вопросы по содержанию статьи, которые заранее подготовлены учителем или даны после текста.

Деление текста на части.

Хоровое чтение текста по частям (до 4 раз в классе любого уровня подготовки).

Составление и запись в тетрадях по чтению (истории, природоведению и др.) простого плана прочитанного текста. План сначала вопросный, а со 2 полугодия III класса - в форме повествовательных предложений. К каждому пункту плана на доске записываются опорные слова.

Кроме "словесного" плана можно составлять "картинный", выполненный рисунками, схемами, картинками, вырезанными из старых журналов.

8. Запись новых слов.

9. Работа по записанному плану. Ответ на каждый пункт учащиеся повторяют по 6 раз: хором, парами, индивидуально.

10. Повторное чтение текста.

На дом дети получают задание пересказать текст по коллективно составленному плану.

Интересен опыт обучения подробному пересказу педагога О.В. Довединой. Она предлагает использовать на уроке технологию работы с текстом по схеме выделения мнемонических опор.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по педагогике:

Речевое умение, речевые упражнения в обучении монологическому высказыванию
Эти три понятия неразрывно связаны друг с другом. Логическая цепочка связи такова: MB совершается на основе речевого умении, и средством развития речевого умения служат речевые упражнения. Поскольку MB и речевое умение уже рассматривалось выше, обратимся к этапу развития речевого умения и попытаемс ...

Методы и формы проверки и оценки знаний, используемые на уроках литературы
Методы контроля – это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладения учащимися требуемыми умениями и навыками. Формы контроля знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контроль ...

Анализ школьных программ и учебников
Основными идеями современной концепции школьного химического образования являются идеи гуманизации и демократизации образования, согласно которым «следует преодолеть отчуждение науки и производства от человека. В процессе обучения химии необходимо раскрывать связь между химическими знаниями и повсе ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru