Можно было предположить, что причины этого кроются в стандартных рамках обучения на занятиях по традиционной форме, когда дошкольникам не предоставляется или предоставляется ограниченная возможность для самостоятельного поиска истин и знаний; когда даются готовые знания; дети лишены свободного исследования, «базирующегося на любознательности».
Отсюда следует вывод, что деятельность детей должна быть организованна таким образом, чтобы форма организации учебной деятельности была направлена на развитие творческой активности ребенка дошкольного возраста.
Таким образом, анализ констатирующего эксперимента показал, что необходима формирующая работа по развитию исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе формирования представлений о величине и ее измерении.
Цель: на основе выделенных условий к организации процесса исследования, а также результатов констатирующего эксперимента спроектировать и провести работу, направленную на формирование навыков исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе ознакомления с величинами и их измерениями.
Сроки проведения: октябрь 2008 года – апрель 2009 года.
Свою работу по формированию исследовательской деятельности у старших дошкольников мы проводили поэтапно:
1 этап – непосредственное формирование умений и навыков исследовательской деятельности.
2 этап – ознакомление дошкольников с методикой учебных исследований.
3 этап – проведение детьми самостоятельных исследований.
На 1 этапе мы поставили пред собой задачу формирования и развития определенных специфических навыков и умений, о которых говорилось выше. Данная работа проводилась как часть занятия, как определенные задания и упражнения, игры в свободное от занятий время.
Для углубления, проверки уровня развития способности видеть проблему у детей использовались упражнения, предложенные американским ученым Дж. Гилфордом. По данной методике детям предлагался какой-либо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Детям предлагалось найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета. Немного изменив задания, мы сформулировали их следующим образом:
· Детям предлагаются различные предметы: карандаш, кирпичик, указка, коробочка, резинка-ластик и т.д.
Задание: что можно измерить этими предметами, каким из них это будет сделать удобнее? Почему?
· Назови предметы в твоем окружении (например: в группе, дома), которые приходится измерять. Для чего мы это делаем?
Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности.
Например:
- «Почему нужно мерить обувь, прежде чем покупать ее?»
- «Для чего отмеряют крупу перед тем, как варить кашу?»
- «Почему измеряют длину комнаты, когда покупают новые ковры?»
Но, не смотря на внешнюю простоту этого метода наблюдению необходимо учить. Для этого можно предложить детям такие упражнения:
1. Материалы для изучения: образцы в виде яркой аппликации (р. 14*14см), в которой одна фигура наклеена на другую.
Информация по педагогике:
Понятие и сущность учебной мотивации студентов учреждений СПО
Формирование учебной мотивации является основой становления компетентного специалиста, который постоянно усовершенствует свои навыки, улучшает знания, развивается. Неверно говорить об учебной мотивации, не затронув такое базисное понятие как "развитие". В философских словарях "развит ...
Влияние учения на развитие личности
На умственное развитие оказывает принципиальное влияние деятельность учения. При этом определяющее значение имеет усвоение и развитие речи в системе обучения. К программному развитию речи относятся следующие виды обучения и развития ребенка: во-первых, усвоение литературного языка, подчиненного нор ...
Анализ школьных программ и учебников
Основными идеями современной концепции школьного химического образования являются идеи гуманизации и демократизации образования, согласно которым «следует преодолеть отчуждение науки и производства от человека. В процессе обучения химии необходимо раскрывать связь между химическими знаниями и повсе ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.