Система деятельности социального педагога

Страница 2

В одних цепочках взаимодействие непосредственное, в других – опосредованное. Содержание и характер взаимодействия общества, групп и личностей в процессе воспитания обусловлены социальными ценностями, идеологией и общественной психологией. Современные формы взаимодействия требуют равенства, демократии, свободы и несовместимы с авторитарностью в воспитании. Они формируются на основе сотрудничества, которое предполагает:

– особую целевую установку педагога на личностный подход;

– совместную жизнедеятельность взрослых и детей;

– коллективную организацию деятельности, когда коллектив выступает гарантом проявления возможностей каждой личности;

– диалогичность взаимодействия (в процессе обмена интеллектуальными, моральными, эмоциональными, социальными ценностями);

– эмпатию в межличностных отношениях.

Содержанием сотрудничества взрослого и ребенка выступает их со-бытие, со-участие, со-знание, со-творчество. Событие – это и значительное явление в жизни человека, и совместность (со-бытие) происходящего для людей. В пространстве детско-взрослого сообщества любая деятельность (игровая, познавательная, преобразующая, коммуникативная) становится развивающей. Эмоциональное действенное включение в дела другого человека, активная помощь, сочувствие, сопереживание и есть со-участие взрослого и ребенка, способствующее осознанию ребенком своей самостоятельности, пониманию себя как личности, самореализации [Загвязинский].

Самореализация рассматривается как целостный процесс самосовершенствования, диалектически сочетающий в себе самоизменение и самостановление на протяжении всего жизненного пути человека, это практическое осуществление задатков, способностей, дарований и черт характера через ту или иную сферу социальной деятельности с пользой для самого себя, коллектива и общества в целом.

Одним из центральных понятий социальной педагогики является «социализация личности», которое в самом общем виде трактуется как процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром. Социализация (лат. so-cius – товарищ, компаньон, соучастник) – двусторонний процесс: с одной стороны, человек усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; с другой стороны, он не только обогащается социальным опытом, но и активно воспроизводит систему социальных связей, реализует себя как личность, влияет на жизненные обстоятельства окружающих людей. Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.

Социализация – это активное включение людей в жизнь сообщества на демократических принципах совместной деятельности, это процесс предоставления им все больших прав и расширения обязанностей. Именно в этой реальной включенности и происходит воспроизводство социально-культурных образов и норм общественной жизни и их совершенствование.

Факторы социализации, по мнению А.В. Мудрика, условно можно объединить в три группы:

– макрофакторы, которые являются условиями социализации всех или очень многих людей: космос, планета, мир, страна, общество, государство;

– мезофакторы, влияющие на социализацию больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации) или по типу поселения, в котором они живут (село, поселок, город), а также по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, кино, телевидение и др.);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Развитие познавательных процессов
а)Развитие мышления Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он ...

Описание деловой экономической игры «люди будущего»
В рамках Федеральной Экспериментальной площадки в лицее №1 г. Красноярска, нами был проведен ряд исследований по изучению социальных и ключевых компетентностей у учащихся 7 – ых классов. Основополагающим исследованием, было проведение в рамках школы формирующего эксперимента, который мы назвали дел ...

Проблемное обучение
В основе проблемного обучения лежит идея известного отечественного психолога С.Л,Рубинштейна, о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречия. Поэтому проблемное обучение раскрывается через постановку (учителем) и разрешение (учеником) пр ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru