Система деятельности социального педагога

Страница 2

В одних цепочках взаимодействие непосредственное, в других – опосредованное. Содержание и характер взаимодействия общества, групп и личностей в процессе воспитания обусловлены социальными ценностями, идеологией и общественной психологией. Современные формы взаимодействия требуют равенства, демократии, свободы и несовместимы с авторитарностью в воспитании. Они формируются на основе сотрудничества, которое предполагает:

– особую целевую установку педагога на личностный подход;

– совместную жизнедеятельность взрослых и детей;

– коллективную организацию деятельности, когда коллектив выступает гарантом проявления возможностей каждой личности;

– диалогичность взаимодействия (в процессе обмена интеллектуальными, моральными, эмоциональными, социальными ценностями);

– эмпатию в межличностных отношениях.

Содержанием сотрудничества взрослого и ребенка выступает их со-бытие, со-участие, со-знание, со-творчество. Событие – это и значительное явление в жизни человека, и совместность (со-бытие) происходящего для людей. В пространстве детско-взрослого сообщества любая деятельность (игровая, познавательная, преобразующая, коммуникативная) становится развивающей. Эмоциональное действенное включение в дела другого человека, активная помощь, сочувствие, сопереживание и есть со-участие взрослого и ребенка, способствующее осознанию ребенком своей самостоятельности, пониманию себя как личности, самореализации [Загвязинский].

Самореализация рассматривается как целостный процесс самосовершенствования, диалектически сочетающий в себе самоизменение и самостановление на протяжении всего жизненного пути человека, это практическое осуществление задатков, способностей, дарований и черт характера через ту или иную сферу социальной деятельности с пользой для самого себя, коллектива и общества в целом.

Одним из центральных понятий социальной педагогики является «социализация личности», которое в самом общем виде трактуется как процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром. Социализация (лат. so-cius – товарищ, компаньон, соучастник) – двусторонний процесс: с одной стороны, человек усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; с другой стороны, он не только обогащается социальным опытом, но и активно воспроизводит систему социальных связей, реализует себя как личность, влияет на жизненные обстоятельства окружающих людей. Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.

Социализация – это активное включение людей в жизнь сообщества на демократических принципах совместной деятельности, это процесс предоставления им все больших прав и расширения обязанностей. Именно в этой реальной включенности и происходит воспроизводство социально-культурных образов и норм общественной жизни и их совершенствование.

Факторы социализации, по мнению А.В. Мудрика, условно можно объединить в три группы:

– макрофакторы, которые являются условиями социализации всех или очень многих людей: космос, планета, мир, страна, общество, государство;

– мезофакторы, влияющие на социализацию больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации) или по типу поселения, в котором они живут (село, поселок, город), а также по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, кино, телевидение и др.);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Состояние вопроса в современной российской школе
Для осознанного понимания химических процессов огромное значение имеет представление о химических элементах. Эти вопросы всегда были самыми сложными не только для учащихся, но и для учителей. Учебный материал темы поделен на 4 урока, поскольку давно известно, что на одном уроке нельзя ознакомить уч ...

Формирование познавательных интересов в обучении математике
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего, в учении. Успех учителя в процессе обучения зависит в первую очередь от того, насколько ему удалось заинтересовать учащихся своим предметом. Но интерес не м ...

Формы работы с учащимися в процессе развития связной речи в школе
В русском литературном языке существуют определенные нормы произношения и ударения. Правильность устной речи определяется правильностью звуков слов, постановке ударения в словах, а также правильностью интонации предложения. Совокупность этих норм принято называть орфоэпией. Работа над культурой уст ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru