Взяв за основу вышеизложенную характеристику особенностей деятельности социального педагога, можно подойти к определению его профессионального модуля.
Семантический смысл понятия «профессиональный модуль» связан с международным словом «модуль» (латинское «meodulus»), основное значение которого – функциональный узел. Принцип модульности определяет подход к организации профессиональной деятельности: отбор целей, содержания, форм и методов деятельности, ориентированных на конкретного клиента, группу, ситуацию, и соотнесение с достигнутыми результатами. Профессиональный модуль позволяет уплотнить содержательно-информационное пространство, задать индивидуальный темп работы и достигнуть определенной технологии педагогического процесса.
Цель деятельности социального педагога выражается в гуманизации социокультурной среды обитания, повышении эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей, подростков, юношей, а также оказания компетентной педагогической помощи взрослому населению.
Процесс труда социального педагога представляется как профессионально-педагогическая деятельность специалиста, направленная на содействие развитию детей и подростков посредством воспитательной и коррекционной работы с ними в различных социумах (семья, учебно-воспитательные учреждения, детские приемники-распределители, пенитенциарные учреждения, специальные ПТУ).
Основные характеристики социально-педагогической деятельности позволяют определить подсистемы профессионального модуля – цель и задачи, процесс труда, результат труда – и выделить компоненты готовности социального педагога: профессиональная направленность, компетентность, самореализация, представляющие собой также сложные структуры, состоящие из элементов (схема 3).
Схема 3. Профессиональный модуль социального педагога
Результат труда выражается в показателях социальной адаптации, в состоянии здоровья, социально-преобразующих процессах, психолого-педагогической коррекции, в показателях развития личности.
Модульный подход, основываясь на принципах динамичности и гибкости, паритетности и осознанности в социально-педагогическом процессе, объединяет в себе цели и задачи, выражающие сущность, процесс и результат труда социального педагога.
Таким образом, социальный педагог выполняет сложнейшие задачи развития личности воспитанника, осуществляет его сопровождение на всех этапах школьного возраста.
Изложенные характеристики профессионального модуля социального педагога позволяют наполнить содержанием его деятельность в соответствии с возрастными ступенями развития ребенка (социальный педагог младшего школьного детства, подросткового возраста, юношеского возраста), а самого социального педагога считать ответственным за гармонизацию отношений и гуманизацию среды каждой возрастной ступени.
Принимая за функциональную единицу модуля возраст ребенка, представим систему коммуникации социального педагога следующим образом (схема 4).
Схема коммуникации социального педагога
Социальный педагог каждого конкретного профессионального модуля специализируется на проблемах определенного возраста (физиологических, социальных) и социума.
Чтобы осуществить подобную деятельность, необходимо знать не только важнейшие параметры микросоциальной среды, но и особенности самого школьника. Совокупность этих особенностей выводится в социально-педагогический паспорт школьника.
Информация по педагогике:
Характеристика программы по музыке для начальных классов
Примерная программа по музыке (Разработана Министерством образования и науки РФ) Структура программы: Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета Основные виды учебной деятельности школьников 2. Содержание курса Общая характеристика Тематическое планирование 3. Рекомендации по осн ...
Разработка методики технологии обработки плечевого изделия при изучении
раздела «Технология обработки ткани»
При изучении раздела «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов» учителю необходимо постоянно уделять внимание экологическим вопросам, формировать у учащихся систему экологических знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их раз ...
Методика применения пейзажной живописи в педагогическом процессе
Начиная со старшей группы, в работе с детьми для ознакомления с пейзажной живописью применяются разнообразные формы и методы работы. Благодаря этим формам и методам педагог их учит видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года (многокрасочность золотой осени, прозра ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.