Система деятельности социального педагога

Страница 3

– микрофакторы, непосредственно взаимодействующие с человеком: это семья, общество сверстников, школа, учебно-воспитательные учреждения и др.

Деятельность социального педагога в образовательных учреждениях (школах, лицеях, гимназиях, техникумах, училищах и т.д.) является посреднической в системе взаимодействия ребенка с социумом, педагогическим коллективом, сообществом детей и взрослых, составляющих ближайшее окружение. При этом приоритетной (особенно в современных условиях) является сфера человеческих отношений в семье и школе. Особенностью деятельности социального педагога является то, что она создает, организует благоприятную социальную среду; превращает ребенка в активного преобразователя этой среды и воспитателя собственной личности (В.А. Сухомлинский, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн); стимулирует социально ценностные ориентации в потребностно-мотивационной сфере личности, сознании и самосознании. (Б.М. Теплое, Л.Ю. Гордин); учитывает процесс возникновения и функционирования качественных особенностей личности – специфических для определенных возрастных этапов «психических новообразований» ведущей деятельности; оказывает помощь ребенку в основных этапах его социализации: адаптации, индивидуализации, интеграции.

При анализе такой многомерной реальности, как работа социального педагога, можно опираться на базовые категории психологии (деятельность, общение, личность), которые составляют процесс его труда.

В целом труд социального педагога определяется и его результатами: теми позитивными изменениями, которые возникают под влиянием его работы. Процесс и результат труда социального педагога являются отражением его профессиональной компетенции.

Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и действием, умением решать возникающие проблемы, основные характеристики которой представлены нами в следующей таблице

Таблица 1. Основные характеристики компетентности социального педагога

Цель

Гуманизация социокультурной среды обитания, повышение эффективности процесса социализации, воспитание и развитие детей, подростков и юношей, педагогическая помощь взрослому населению.

Процесс труда

Профессиональная позиция

Профессиональные знания

Педагогические умения

1. Диагностика и выявление индивидуальности клиента.

2. Педагогическое

прогнозирование.

3. Определение целей и задач деятельности.

4. Педагогическое

моделирование.

5. Выбор

технологии и способы реализации.

6. Планирование своей деятельности

7. Материальная подготовка

– Мотивационная

направленность.

– Уровень

профессиональных

притязаний.

– Осознание смысла своего труда.

– Педагогическая

рефлексия, оценка и самооценка труда.

– Устойчивые

системы отношений к клиенту, себе и коллегам.

Профессиональные

знания – это сведения

из педагогики, психологии, социологии об особенностях

педагогической деятельности и общения социального педагога, о социальном и психическом развитии индивидуума.

1 группа. Умение видеть в ситуации педагогическую проблему, оформить ее в виде педагогической задачи:

– умение ориентироваться на подростка как на активно развивающегося соучастника

процесса (явления), имеющего собственные мотивы и цели;

– умение изучить ситуацию и по возможности воздействовать на нее с целью педагогического преобразования;

– умение конкретизировать педагогические задачи, поэтапно принимать педагогические решения, гибко перестраивать педагогические цели и задачи по мере изменения педагогической ситуации;

– умение предвидеть близкие и отдаленные результаты педагогических задач (педагогическое прогнозирование).

2 группа. Умение изучить наличные возможности клиента и прогнозировать новые уровни его развития: – диагностические умения; – умение исходить из мотивации самого клиента при планировании и организации воспитательного или коррекционного процесса; – умение проектировать и формировать у детей отсутствующие уровни деятельности; умение расширять поле для самоорганизации клиента, возможность его самовоспитания, самореализации, организации «успеха» его деятельности.

3 группа. Умение адекватно отобрать методы, технологии, средства взаимодействия и их комбинировать: – находить несколько способов решения одной социально-педагогической ситуации;

– владеть вариативным педагогическим решением.

Педагогические умения образуют педагогическую «технику» труда учителя.

Результат труда социального педагога.

Проявляется в жизненном самоопределении воспитанников с учетом способностей и наклонностей.

1 . Показатели социальной адаптации:

– Успешность школьного и послешкольного обучения;

– профессиональная подготовка и трудоустройство, закрепляемость на работе;

– обеспечение защиты социальных прав;

– стабильность семейных отношений.

2. Показатели здоровья:

– Динамика восстановления и развития основных функциональных систем организма, уменьшение и ликвидация патологии;

– овладение культурой здоровья, гигиеническими навыками, приемами закаливания, тренировок, саморегуляции;

– понимание здорового образа жизни и готовность к нему.

3. Социально-преобразующие

показатели:

– Снижение детской преступности (в районе и т.д.);

– уменьшение процесса бродяжничества среди детей;

– уменьшение количества семей, где дети проживают в неблагополучных условиях.

4. Показатели психолого-педагогической коррекции:

5. Показатели развития:

– Развитие чувства защищенности, уверенности, устойчивости, оптимистического взгляда на будущее;

– развитие познавательной активности и инициативы, положительного отношения к учебе, школе.

- Характеристики уровня мотивации характера жизненных ценностей, трудолюбия, открытости, доброжелательности, коммуникативности;

– адекватность и действенность самооценки, степень реализации внутреннего потенциала, работоспособности;

– гражданские качества: уважение к закону, ответственность, патриотизм, интернационализм;

– нравственные качества: устойчивость, открытость, честь и достоинство, умение сотрудничать, оказывать взаимопомощь, взаимовыручка, забота о людях;

–- выявленность индивидуального своеобразия личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Информация по педагогике:

Возможности игровой деятельности, как средства коррекционно-педагогической работы
Для детей – дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического стро ...

Определения уровня сформированности памяти у детей с нарушениями слуха
Анализ результатов методик «10 слов» и «Повтори слова и цифры» позволили выявить уровень развития долговременной памяти у старших дошкольников с нарушением слуха и сравнить с нормально слышащими сверстниками. Количественный анализ выявления особенностей долговременной памяти у детей нарушением слух ...

Методика применения пейзажной живописи в педагогическом процессе
Начиная со старшей группы, в работе с детьми для ознакомления с пейзажной живописью применяются разнообразные формы и методы работы. Благодаря этим формам и методам педагог их учит видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года (многокрасочность золотой осени, прозра ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru