Система деятельности социального педагога

Страница 3

– микрофакторы, непосредственно взаимодействующие с человеком: это семья, общество сверстников, школа, учебно-воспитательные учреждения и др.

Деятельность социального педагога в образовательных учреждениях (школах, лицеях, гимназиях, техникумах, училищах и т.д.) является посреднической в системе взаимодействия ребенка с социумом, педагогическим коллективом, сообществом детей и взрослых, составляющих ближайшее окружение. При этом приоритетной (особенно в современных условиях) является сфера человеческих отношений в семье и школе. Особенностью деятельности социального педагога является то, что она создает, организует благоприятную социальную среду; превращает ребенка в активного преобразователя этой среды и воспитателя собственной личности (В.А. Сухомлинский, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн); стимулирует социально ценностные ориентации в потребностно-мотивационной сфере личности, сознании и самосознании. (Б.М. Теплое, Л.Ю. Гордин); учитывает процесс возникновения и функционирования качественных особенностей личности – специфических для определенных возрастных этапов «психических новообразований» ведущей деятельности; оказывает помощь ребенку в основных этапах его социализации: адаптации, индивидуализации, интеграции.

При анализе такой многомерной реальности, как работа социального педагога, можно опираться на базовые категории психологии (деятельность, общение, личность), которые составляют процесс его труда.

В целом труд социального педагога определяется и его результатами: теми позитивными изменениями, которые возникают под влиянием его работы. Процесс и результат труда социального педагога являются отражением его профессиональной компетенции.

Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и действием, умением решать возникающие проблемы, основные характеристики которой представлены нами в следующей таблице

Таблица 1. Основные характеристики компетентности социального педагога

Цель

Гуманизация социокультурной среды обитания, повышение эффективности процесса социализации, воспитание и развитие детей, подростков и юношей, педагогическая помощь взрослому населению.

Процесс труда

Профессиональная позиция

Профессиональные знания

Педагогические умения

1. Диагностика и выявление индивидуальности клиента.

2. Педагогическое

прогнозирование.

3. Определение целей и задач деятельности.

4. Педагогическое

моделирование.

5. Выбор

технологии и способы реализации.

6. Планирование своей деятельности

7. Материальная подготовка

– Мотивационная

направленность.

– Уровень

профессиональных

притязаний.

– Осознание смысла своего труда.

– Педагогическая

рефлексия, оценка и самооценка труда.

– Устойчивые

системы отношений к клиенту, себе и коллегам.

Профессиональные

знания – это сведения

из педагогики, психологии, социологии об особенностях

педагогической деятельности и общения социального педагога, о социальном и психическом развитии индивидуума.

1 группа. Умение видеть в ситуации педагогическую проблему, оформить ее в виде педагогической задачи:

– умение ориентироваться на подростка как на активно развивающегося соучастника

процесса (явления), имеющего собственные мотивы и цели;

– умение изучить ситуацию и по возможности воздействовать на нее с целью педагогического преобразования;

– умение конкретизировать педагогические задачи, поэтапно принимать педагогические решения, гибко перестраивать педагогические цели и задачи по мере изменения педагогической ситуации;

– умение предвидеть близкие и отдаленные результаты педагогических задач (педагогическое прогнозирование).

2 группа. Умение изучить наличные возможности клиента и прогнозировать новые уровни его развития: – диагностические умения; – умение исходить из мотивации самого клиента при планировании и организации воспитательного или коррекционного процесса; – умение проектировать и формировать у детей отсутствующие уровни деятельности; умение расширять поле для самоорганизации клиента, возможность его самовоспитания, самореализации, организации «успеха» его деятельности.

3 группа. Умение адекватно отобрать методы, технологии, средства взаимодействия и их комбинировать: – находить несколько способов решения одной социально-педагогической ситуации;

– владеть вариативным педагогическим решением.

Педагогические умения образуют педагогическую «технику» труда учителя.

Результат труда социального педагога.

Проявляется в жизненном самоопределении воспитанников с учетом способностей и наклонностей.

1 . Показатели социальной адаптации:

– Успешность школьного и послешкольного обучения;

– профессиональная подготовка и трудоустройство, закрепляемость на работе;

– обеспечение защиты социальных прав;

– стабильность семейных отношений.

2. Показатели здоровья:

– Динамика восстановления и развития основных функциональных систем организма, уменьшение и ликвидация патологии;

– овладение культурой здоровья, гигиеническими навыками, приемами закаливания, тренировок, саморегуляции;

– понимание здорового образа жизни и готовность к нему.

3. Социально-преобразующие

показатели:

– Снижение детской преступности (в районе и т.д.);

– уменьшение процесса бродяжничества среди детей;

– уменьшение количества семей, где дети проживают в неблагополучных условиях.

4. Показатели психолого-педагогической коррекции:

5. Показатели развития:

– Развитие чувства защищенности, уверенности, устойчивости, оптимистического взгляда на будущее;

– развитие познавательной активности и инициативы, положительного отношения к учебе, школе.

- Характеристики уровня мотивации характера жизненных ценностей, трудолюбия, открытости, доброжелательности, коммуникативности;

– адекватность и действенность самооценки, степень реализации внутреннего потенциала, работоспособности;

– гражданские качества: уважение к закону, ответственность, патриотизм, интернационализм;

– нравственные качества: устойчивость, открытость, честь и достоинство, умение сотрудничать, оказывать взаимопомощь, взаимовыручка, забота о людях;

–- выявленность индивидуального своеобразия личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Информация по педагогике:

Методические рекомендации по использованию народных примет как средства развития внимания
Для работы с народными приметами в курсе "Окружающий мир" учителю нужно следовать методическим рекомендациям: 1) Использование народных примет должно быть систематическим, на каждом уроке окружающего мира. 2) Для работы на уроке не следует брать большого количества примет, достаточно пяти ...

Поколения интенсивных школ
История интенсивных школ состоит из трёх поколений: В 60-е годы в СССР были открыты физико-математические классы для отбора абитуриентов. Новаторством в этом являлось углубленное изучение предметов, которые относились к данному направлению. Заказчиком являлся УНИВЕРСИТЕТ. Это нововведение было созд ...

Формирование представлений у дошкольников о величине предметов и ее измерении
С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов и явлений. Познание их происходит на основе восприятия, которое является важнейшим сенсорным процессом, направленным на опознание, обследование объектов, раскрытие его особенностей. Восприятие ребенка в дошкольном возрасте носит непроизвольный ха ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru