– микрофакторы, непосредственно взаимодействующие с человеком: это семья, общество сверстников, школа, учебно-воспитательные учреждения и др.
Деятельность социального педагога в образовательных учреждениях (школах, лицеях, гимназиях, техникумах, училищах и т.д.) является посреднической в системе взаимодействия ребенка с социумом, педагогическим коллективом, сообществом детей и взрослых, составляющих ближайшее окружение. При этом приоритетной (особенно в современных условиях) является сфера человеческих отношений в семье и школе. Особенностью деятельности социального педагога является то, что она создает, организует благоприятную социальную среду; превращает ребенка в активного преобразователя этой среды и воспитателя собственной личности (В.А. Сухомлинский, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн); стимулирует социально ценностные ориентации в потребностно-мотивационной сфере личности, сознании и самосознании. (Б.М. Теплое, Л.Ю. Гордин); учитывает процесс возникновения и функционирования качественных особенностей личности – специфических для определенных возрастных этапов «психических новообразований» ведущей деятельности; оказывает помощь ребенку в основных этапах его социализации: адаптации, индивидуализации, интеграции.
При анализе такой многомерной реальности, как работа социального педагога, можно опираться на базовые категории психологии (деятельность, общение, личность), которые составляют процесс его труда.
В целом труд социального педагога определяется и его результатами: теми позитивными изменениями, которые возникают под влиянием его работы. Процесс и результат труда социального педагога являются отражением его профессиональной компетенции.
Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и действием, умением решать возникающие проблемы, основные характеристики которой представлены нами в следующей таблице
Таблица 1. Основные характеристики компетентности социального педагога
Цель |
Гуманизация социокультурной среды обитания, повышение эффективности процесса социализации, воспитание и развитие детей, подростков и юношей, педагогическая помощь взрослому населению. | ||
Процесс труда |
Профессиональная позиция |
Профессиональные знания |
Педагогические умения |
1. Диагностика и выявление индивидуальности клиента. 2. Педагогическое прогнозирование. 3. Определение целей и задач деятельности. 4. Педагогическое моделирование. 5. Выбор технологии и способы реализации. 6. Планирование своей деятельности 7. Материальная подготовка |
– Мотивационная направленность. – Уровень профессиональных притязаний. – Осознание смысла своего труда. – Педагогическая рефлексия, оценка и самооценка труда. – Устойчивые системы отношений к клиенту, себе и коллегам. |
Профессиональные знания – это сведения из педагогики, психологии, социологии об особенностях педагогической деятельности и общения социального педагога, о социальном и психическом развитии индивидуума. |
1 группа. Умение видеть в ситуации педагогическую проблему, оформить ее в виде педагогической задачи: – умение ориентироваться на подростка как на активно развивающегося соучастника процесса (явления), имеющего собственные мотивы и цели; – умение изучить ситуацию и по возможности воздействовать на нее с целью педагогического преобразования; – умение конкретизировать педагогические задачи, поэтапно принимать педагогические решения, гибко перестраивать педагогические цели и задачи по мере изменения педагогической ситуации; – умение предвидеть близкие и отдаленные результаты педагогических задач (педагогическое прогнозирование). |
2 группа. Умение изучить наличные возможности клиента и прогнозировать новые уровни его развития: – диагностические умения; – умение исходить из мотивации самого клиента при планировании и организации воспитательного или коррекционного процесса; – умение проектировать и формировать у детей отсутствующие уровни деятельности; умение расширять поле для самоорганизации клиента, возможность его самовоспитания, самореализации, организации «успеха» его деятельности. 3 группа. Умение адекватно отобрать методы, технологии, средства взаимодействия и их комбинировать: – находить несколько способов решения одной социально-педагогической ситуации; – владеть вариативным педагогическим решением. Педагогические умения образуют педагогическую «технику» труда учителя. | |||
Результат труда социального педагога. |
Проявляется в жизненном самоопределении воспитанников с учетом способностей и наклонностей. | ||
1 . Показатели социальной адаптации: |
– Успешность школьного и послешкольного обучения; – профессиональная подготовка и трудоустройство, закрепляемость на работе; – обеспечение защиты социальных прав; – стабильность семейных отношений. | ||
2. Показатели здоровья: |
– Динамика восстановления и развития основных функциональных систем организма, уменьшение и ликвидация патологии; – овладение культурой здоровья, гигиеническими навыками, приемами закаливания, тренировок, саморегуляции; – понимание здорового образа жизни и готовность к нему. | ||
3. Социально-преобразующие показатели: |
– Снижение детской преступности (в районе и т.д.); – уменьшение процесса бродяжничества среди детей; – уменьшение количества семей, где дети проживают в неблагополучных условиях. | ||
4. Показатели психолого-педагогической коррекции: 5. Показатели развития: |
– Развитие чувства защищенности, уверенности, устойчивости, оптимистического взгляда на будущее; – развитие познавательной активности и инициативы, положительного отношения к учебе, школе. - Характеристики уровня мотивации характера жизненных ценностей, трудолюбия, открытости, доброжелательности, коммуникативности; – адекватность и действенность самооценки, степень реализации внутреннего потенциала, работоспособности; – гражданские качества: уважение к закону, ответственность, патриотизм, интернационализм; – нравственные качества: устойчивость, открытость, честь и достоинство, умение сотрудничать, оказывать взаимопомощь, взаимовыручка, забота о людях; –- выявленность индивидуального своеобразия личности. |
Информация по педагогике:
Возможности игровой деятельности, как средства коррекционно-педагогической
работы
Для детей – дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического стро ...
Определения уровня сформированности памяти у детей с нарушениями слуха
Анализ результатов методик «10 слов» и «Повтори слова и цифры» позволили выявить уровень развития долговременной памяти у старших дошкольников с нарушением слуха и сравнить с нормально слышащими сверстниками. Количественный анализ выявления особенностей долговременной памяти у детей нарушением слух ...
Методика применения пейзажной живописи в педагогическом процессе
Начиная со старшей группы, в работе с детьми для ознакомления с пейзажной живописью применяются разнообразные формы и методы работы. Благодаря этим формам и методам педагог их учит видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года (многокрасочность золотой осени, прозра ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.